О том, что входит в Ростовское транспортное кольцо, какой эффект оно даст региону – читайте в материале портала «ДорИнфо»
Масштабная реализация проекта создания Ростовского транспортного кольца (РТК) в настоящее время набирает обороты. Формирование трассы протяженностью более 110 км требует значительных финансовых вложений - не менее 156 млрд рублей. Будущая трасса вокруг Ростова-на-Дону включает в себя 12 дорог федерального, регионального и местного значения. Часть из них уже построили и реконструировали, на четырех объектах развернуты активные работы, еще по шести дорогам ведется или запланировано проектирование. Что из себя представляет РТК, какой эффект оно даст Ростовской области, порталу «ДорИнфо» рассказали в Управлении информационной политики правительства региона.
Будущее социально-экономическое развитие Ростова-на-Дону, как центра Ростовской агломерации, удобство, комфорт жителей и гостей региона, транзитом следующих через субъект, заключается в необходимости создания транспортного кольца вокруг города.
Правительство Ростовской области получило соответствующую поддержку в вопросе реализации этого крупнейшего проекта у Президента РФ Владимира Путина. Министерство транспорта РФ также поддержало идею создания маршрутной сети из федеральных, региональных и местных дорог, которая позволит в значительной степени снизить загруженность транзитным транспортом, обеспечит удобные въезды и выезды из Ростова-на-Дону в различных направлениях, уменьшит пробки и благоприятно повлияет на экологическую обстановку.
РТК в первые пять лет
Первая и вторая очереди Северного обхода Ростова-на-Дону. Ростовское транспортное кольцо начали формировать в 2010 году. Тогда стартовало строительство Северного обхода Ростова-на-Дону (один из этапов работ выполнен с 2010 по 2012 годы, другой - с 2013 по 2015 годы) с устройством участка трассы, соединившим поселок Щепкин с дорогой «Ростов-на-Дону - Новошахтинск». После был реконструирован участок от федеральной трассы М-4 «Дон» (1044-й км) до поселка Щепкин.
Тогда эти участки запроектировали и построили по параметрам дорог II технической категории с двумя полосами движения. Однако, как сообщает Управление, с начала эксплуатации в 2017 году аэропортового комплекса «Платов» стал наблюдаться регулярный прирост интенсивности движения на Северном обходе города по направлению от подъездной дороги к аэропорту в сторону Ростова-на-Дону. Для обеспечения потребностей растущего пассажиропотока власти приняли решение расширить проезжую часть до четырех полос в рамках реконструкции Северного обхода на участке от дороги к аэропорту «Платов» до трассы «Ростов-на-Дону - Новошахтинск».
РТК в настоящее время
Основными составляющими РТК являются пять дорожных объектов. Речь идет об участке Северного обхода Ростова-на-Дону от трассы М-4 «Дон» до дороги А-280 «Ростов-на-Дону - Таганрог», развязке на 9-м км трассы А-280 «Ростов-на-Дону - Таганрог», Западной хорде Ростова-на-Дону, участке Западного шоссе (А-135 «Подъездная дорога к Ростову-на-Дону от М-4 «Дон») включая развязку на улице Луговой, Южный обход Ростова-на-Дону (так называемая «Южная хорда») и обход города Аксай.
Третья очередь Северного обхода Ростова-на-Дону. В рамках формирования РТК сейчас реализуют проект третьей очереди Северного обхода Ростова-на-Дону. В рамках проекта построят еще один участок обхода протяженностью 12,8 км, который позволит соединить две федеральные трассы - М-4 «Дон» и А-280 «Ростов-на-Дону - Таганрог» - в обход села Чалтырь.
Напомним, в начале года строительство третьей очереди обхода приостановили. Проведению работ препятствовали проблемы с выносом и переустройством из зоны строительства инженерных коммуникаций, в том числе двух высоковольтных линий электропередач, трех ниток магистральных газопроводов и одного нефтепровода. Это помешало завершению работ в срок. В ходе строительства объекта были получены обновленные технические условия, которые потребовали корректировки проекта. На сегодняшний день скорректированная документация находится в Главгосэкспертизе России.
Как сообщили в Управлении информационной политики правительства региона, строительство участка Северного обхода Ростова-на-Дону II технической категории готовы продолжить уже в текущем году.
Развязка на 9-м км трассы А-280 «Ростов-на-Дону - Таганрог». Связующим звеном между Северным обходом Ростова-на-Дону и трассой А-280 «Ростов-на-Дону - Таганрог» является транспортная развязка в разных уровнях на 9-м км федеральной автодороги I категории. Заказчик работ - ФКУ Упрдор Москва-Волгоград, ведомство уже приступило к активной фазе реализации проекта. Подрядчика для строительства развязки выбрали в августе этого года. Контракт заключили с ООО «Дорстрой» на сумму 2,2 млрд рублей. Возведение разноуровневой развязки планируют завершить в 2022 году. Ввод объекта в эксплуатацию синхронизируют с окончанием строительства третьей очереди Северного обхода. Проектные решения развязки таковы, что она станет началом Западной хорды.
Западная хорда. Эта трасса станет еще одним из важнейших элементов в составе Ростовского транспортного кольца. Дорога пройдет по западной границе микрорайона Левенцовский, в обход железнодорожной станции Первомайская, далее будет пролегать между ж/д путями и улицей Всесоюзной с переходом через реку Дон по существующему автодорожному мосту на улице Всесоюзной.
В настоящее время поток грузового и пассажирского транзитного транспорта следует по улицам Малиновского и Всесоюзная, оказывая колоссальную нагрузку на улично-дорожную сеть города. Трафик в пиковые периоды превышает 25 тыс. автомобилей. Новая дорога по сути станет вылетной магистралью, так как будет проходить по территории Ростова-на-Дону и позволит решить уже назревшие транспортные проблемы микрорайона Левенцовский и прилегающих территорий Мясниковского района, а также стимулирует развитие этих территорий в том числе в части жилищного строительства.
Как отметили в Управлении, актуальность этой задачи отметил заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин на совещании 13 августа текущего года. Напомним, в рамках рабочей встречи с губернатором Ростовской области Василием Голубевым вице-премьер поручил федеральным структурам совместно с региональной властью подготовить план по ускоренному строительству РТК.
По предварительной оценке, протяженность Западной хорды составит 13,5 км, а общий объем необходимых для реализации инвестиций, учитывая, что это будет магистраль I категории с несколькими развязками, путепроводами и эстакадами, - порядка 30 млрд рублей.
На данный момент готово техническое задание на проектирование, определена начальная стоимость проектных работ, объект включили в план-график закупок на текущий год. Контракт с подрядчиком планируют заключить в ноябре. Разработку проекта намерены завершить в июле 2022 года.
Развязка на Западном въезде в Ростов-на-Дону. Следующей задачей, требующей решения в рамках формирования РТК, является реконструкция развязки на Западном въезде в Ростов-на-Дону в районе поста ГИБДД с изменением схемы организации движения, исключающей опасный левый поворот для съезда на улицу Луговая и к терминалам в Южной промышленной зоне города. Для разработки проекта реконструкции развязки на Западном въезде заключили контракт с подрядной организацией. В этом году планируется завершить проектирование и получить по ПСД положительное заключение экспертизы. После этого будут определены сроки реализации проекта.
Южный обход Ростова-на-Дону. Так называемая «Южная хорда» - это участок дороги протяженностью 10 км, который замкнет Ростовское транспортной кольцо по новому направлению. Он соединит Южный подъезд к Ростову-на-Дону с трассой М-4 «Дон». Предварительная стоимость его проектирования и строительства - 9,5 млрд рублей. Реализация проекта может дать дополнительный импульс в освоении левобережной части реки Дон, между Ростовом и Батайском. Вместе с тем с точки зрения приоритетности он не является первоочередным, отметили в Управлении.
Обход города Аксай на трассе М-4 «Дон». Вопросом ближайшей перспективы, который окажет огромное влияние на транспортную обстановку в Ростове-на-Дону и Ростовской агломерации, является завершение строительства обхода Аксая. «Это важнейшая составляющая Ростовского транспорта кольца. Благодаря эффективному взаимодействию всех заинтересованных сторон на федеральном и региональном уровне, активной позиции ГК «Автодор» обеспечены необходимые темпы реализации объекта. Жители и гости области с нетерпением ждут завершения строительных работ. Высокое качество, комфорт и безопасность должны быть по достоинству оценены участниками дорожного движения», - отметили в Управлении.
В целом обход Аксая включает пять этапов, три из которых - реконструкция трассы М-4 «Дон». Так, до конца года завершат реконструкцию участка с 1024-го по 1036-й км в рамках третьего этапа, движение намерены запустить в конце года. Также работы по реконструкции предусмотрены первым и вторым этапами с 1072-го по 1091-й км. Они стартовали в марте этого года, завершение намечено на декабрь 2022 года.
Четвертый этап заключается в подготовительных работах на участке строительства (эти работы стартовали в 2018 году), в ходе пятого этапа построят новый участок дороги с 1036-го по 1072-й км. В конце августа определили компанию для заключения долгосрочного инвестиционного соглашения на строительство и платную эксплуатацию пятого этапа обхода, стоимость контракта - более 85,9 млрд рублей. Соглашение заключили в сентябре.
«Ростовское транспортное кольцо, безусловно, масштабный проект, который должен быть увязан с дорожно-транспортной инфраструктурой ядра ростовской агломерации - города Ростова-на-Дону. Без современных транспортных развязок и путепроводов сделать это невозможно. Мы уже стали свидетелями на сколько может измениться транспортная обстановка на примере реализованных объектов, таких как Южный подъезд к Ростову-на-Дону (первая очередь), строительство мостового перехода в створе проспекта Сиверса и Ворошиловского проспекта», - сообщили в Управлении.
Необходимо отметить, что РТК не сможет работать эффективно без решения транспортных проблем на въездах в город Ростов-на-Дону.
Южный подъезд к Ростову-на-Дону. В настоящее время в рамках второй очереди реконструируют Южный подъезд к Ростову-на-Дону на участке с 4-го по 7-й км. Как сообщили в Управлении, отрезок является одним из самых востребованных и загруженных, интенсивность движения на нем достигает 80 тыс. автомобилей в сутки. По завершению работ проблема заторов при въезде в город с южного направления должна окончательно разрешиться.
Как сообщает ФКУ Упрдор Москва-Волгоград, в рамках реконструкции проезжую часть на участке расширят до восьми полос движения, также на дороге построят разворотные эстакады и новый пойменный мост. На всем протяжении объекта смонтируют освещение. Кроме того, специалисты выполнят реконструкцию Батайской развязки на 7-м км трассы, что позволит ликвидировать опасный левый поворот и обеспечить беспрепятственный съезд в направлении «Краснодар - Батайск». В перспективе пропускная способность участка составит 120 тыс. автомобилей в сутки. Вторую очередь Южного подъезда к Ростову-на-Дону планируют ввести в эксплуатацию в 2023 году.
Северный въезд в Ростов-на-Дону. Как сообщает Управление информационной политики правительства региона, вторым по загруженности является Северный въезд в город, где интенсивность движения - более 75 тыс. машин в сутки в пиковые часы. Учитывая географическое расположение области, 2/3 муниципальных образований используют именно этот въезд. В настоящее время транспортный узел полностью исчерпал свою пропускную способность, что вызывает значительные заторовые ситуации на въезде и выезде из города в северном направлении.
Необходимость реконструкции Северного въезда в город назрела уже давно. Проект по нему разработали еще в 2013-2014 годах. В феврале текущего года губернатор Ростовской области поручил администрации Ростова-на-Дону откорректировать муниципальную часть проекта, предусматривающую строительство развязки в створе проспекта Шолохова и Малого Зеленого кольца.
«Есть надежда, что вопрос реконструкции федеральной части северного въезда, также получит поддержку от коллег из Министерства транспорта России и Федерального дорожного агентства. Оба эти объекта имеют взаимоувязанные технические решения и требуют синхронного производства работ и ввода в эксплуатацию. Один объект не может быть реализован без другого», - подчеркнули в Управлении.
Въезды в Ростов-на-Дону с Северного направления обеспечиваются с Родионовского, Темерницкого и Щепкинского направлений.
Щепкинский въезд в Ростов-на-Дону. По нему автомобилисты следуют из аэропорта «Платов». Его протяженность от Северного обхода до водохранилища Ростовского моря составляет порядка 6,5 км, он упирается в дамбу Ростовского моря. С учетом загруженности направления и ограниченности пропускной способности дамбы администрация Ростова-на-Дону до конца 2021 года должна разработать проект строительства моста через водохранилище по новому направлению. Появление моста-дублера дамбы вместе с реконструкцией 6,5 км подъездной дороги в значительной степени снизит количество заторов и облегчит судьбу жителей микрорайона «Платовский».
Темерницкий въезд в Ростов-на-Дону. Дорога пролегает по территории двух муниципалитетов - Ростова-на-Дону и Аксайского района области. Его протяженность составляет порядка 8,5 км. Участок в Аксайском районе недавно капитально отремонтировали, теперь он неплохо справляется с интенсивностью движения, отметили в Управлении. Однако на территории города, на пересечение улиц Орбитальная и Беляева, в часы пик наблюдаются значительные пробки. Для ликвидации заторов до конца следующего года должны завершить проектирование строительства разноуровневой развязки.
Родионовский въезд в Ростов-на-Дону. В режиме перезагрузки действует участок дороги от Северного обхода на въезде в город со стороны слободы Родионово-Несветайская. Здесь фактическая интенсивность составляет 19 тыс. автомобилей в сутки при пропускной способности до 5 тыс. машин.
Проект реконструкции участка с доведением до параметров I категории уже одобрен госэкспертизой. Стоимость работ составляет 6 млрд рублей. Документация предусматривает проведение работ в рамках двух этапов. На первом специалисты модернизируют существующую кольцевую развязку на пересечении с Северным обходом в разноуровневую развязку (1,5 млрд рублей).
Как подчеркнули в Управлении, на реализацию такого масштабного проекта как Ростовское транспортное кольцо протяженность которого составит более 110 км дорог федерального, регионального и местного значения, потребуются значительные финансовые ресурсы - не менее 156 млрд рублей - с учетом тех проектов, которые находятся в активной стадии реализации.
«Понимая масштабность стоящей перед нами задачи, только полная вовлеченность всех участников даст результат. Это совместная работа с Федеральным дорожным агентством, Государственной компанией «Автодор» и конечно, область очень рассчитывает на поддержку федерального министерства транспорта», - сообщили в правительстве региона.
Виктория Непогодина