В Санкт-Петербурге началось строительство следующих этапов ШМСД
Новая скоростная платная автомагистраль свяжет ЗСД и КАД Санкт-Петербурга: в городе на Неве 18 июня 2025 года дали старт строительству следующих этапов Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) с разводным мостом.
Старт строительству 2-4 этапов ШМСД дали 18 июня в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), установив памятную табличку в месте соединения первого и второго этапов магистрали. В церемонии приняли участие министр транспорта России Роман Старовойт, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов и Президент – Председатель правления ВТБ Андрей Костин, сообщила пресс-служба Минтранса РФ.
«Сегодня мы начинаем реализацию еще одного крупного транспортного инфраструктурного проекта – продолжения строительства Широтной магистрали скоростного движения. Она позволит разгрузить город, дать возможность на большой скорости проехать южную и восточную часть Санкт-Петербурга. Важно отметить, что строительство реализуется на принципах государственно-частного партнерства, что показывает высокую эффективность этого проекта. Поздравляю жителей Северной столицы, автомобилистов с началом строительства одного из крупнейших транспортных объектов города»
Первый участок ШМСД уже соединил ЗСД и Витебский проспект. Так называемая Витебская развязка открыта для движения транспорта с конца 2024 года: общая протяженность объекта составляет 2,6 км. Дорога идет вдоль ж/д путей в восточном направлении от ЗСД в районе Благодатной улицы, проходит в виде эстакад над Московским проспектом, далее – до Витебского проспекта.
Благодаря строительству следующих этапов Широтная магистраль соединит ЗСД с КАД и трассами в Ленинградской области, обеспечит прямую связь восточных районов города с центром, югом и севером, перераспределит транзитные потоки и снизит нагрузку на городские дороги.
«Петербург ждет эту трассу. Она разгрузит центр города от транзитного транспорта. Обеспечит прямую связь восточных районов с югом города. Даст импульс новому строительству, развитию экономики Петербурга и Ленинградской области. Мы благодарны Президенту и Правительству за поддержку этого проекта, а также банку ВТБ – за многолетнее партнерство»
Реализацией проекта занимается ВТБ Инфраструктурный Холдинг. Новые участки магистрали будут построены в рамках ГЧП (как и ЗСД, и Витебская развязка). Концессионное соглашение на финансирование, строительство и эксплуатацию 2-4 этапов трассы город заключил с ООО «Широтная Магистраль Северной Столицы» в ноябре 2024 года. Стоимость строительства этапов составит порядка 241 млрд рублей, в том числе капитальный грант – 159,2 млрд рублей, включая 90 млрд рублей федеральных средств. Срок концессии – 49 лет. Проезд по дороге будет платный. Взимание платы – в пользу концессионера. Тарифы установит концессионер, но не выше максимального размера взимания платы, установленного правительством Петербурга за 1 км пути в зависимости от категории транспортного средства.
«Мы верим в государственно-частное партнерство, на базе которого уже построены аэропорт Пулково, Западный скоростной диаметр и сегодня стартует 2-4 этап ШМСД. Более широкое использование этого механизма позволит в разы увеличить количество проектов, которые реализуются в нашей стране, ведь уровень развития инфраструктуры во многом отражает состояние экономики и общества. Новая магистраль имеет важнейшее значение для всех жителей Санкт-Петербурга. Я думаю, что впереди у нас еще много проектов, которые позволят этому великому городу иметь соответствующую, должную инфраструктуру»
Общая протяженность 2-4 этапов ШМСД составит 14,1 км, сообщили в пресс-службе администрации Санкт-Петербурга. Трасса будет иметь шесть полос движения с расчетной скоростью 120 км/ч. Интенсивность движения на магистрали составит 100 тыс. машин в сутки. Дорога пройдет в границах Петербурга от развязки с Витебским проспектом, южнее Лиговского проспекта вдоль северного ж/д полукольца по территории Московского, Фрунзенского, Невского и Красногвардейского районов города до пересечения с КАД. Магистраль на всем протяжении в городе пройдет в полосе отвода железной дороги и преимущественно внутри промышленного пояса южной планировочной зоны.
Этап №2 – это участок от развязки с Витебским проспектом до транспортного узла с Софийской улицей, который пересечет ж/д пути Витебского направления в районе железнодорожной станции Воздухоплавательный Парк, а также реку Волковку, Бухарестскую улицу и ж/д пути станции Волковская. Проект предусматривает возведение ряда искусственных сооружений. В частности, будут построены две развязки – с четырьмя съездами на пересечении ШМСД с Витебским проспектом и с тремя съездами на пересечении с Софийской улицей.
Этап №3 – участок далее до развязки с Глухоозерским шоссе по левому направлению и до улицы 2-й Луч по правому направлению. Участок будет включать в себя эстакады основного хода, часть развязки с улицей Салова и часть развязки с Глухоозерским шоссе (съезды на Глухоозерское шоссе и на улицу 2-й Луч).
Этап №4 – поделен на подэтапы. Первый подэтап (4.1) – участок от узла с Глухоозерским шоссе по левому направлению и от улицы 2-й Луч по правому направлению, далее вдоль северного ж/д полукольца, на пересечении с рекой Нева до развязки с Союзный проспектом, в его состав войдут эстакады основного хода, мост через Неву, часть развязки с Глухоозерским шоссе. Во второй подэтап (4.2) вносятся изменения в части выделения еще двух этапов работ – № 4.2.1 и 4.2.2. Участок, построенный в рамках этапа № 4.2.1, будет проходить вдоль северного ж/д полукольца по территории Невского и Красногвардейского районов от развязки на пересечении с Союзным проспектом в районе Ладожского вокзала до границы города. Участок № 4.2.2 пройдет вдоль северного ж/д полукольца от границы Петербурга до КАД. В границах данного этапа предусматривается строительство развязки ШМСД на пересечении с КАД, рокадной дороги на участке от подключения пятого этапа к КАД, а также здания Центра управления дорожным движением № 2.
Что касается моста в составе ШМСД, то его построят в створе улиц Фаянсовая и Зольная в составе этапа 4.1. Протяженность сооружения без подходов составит почти 463 метра. Переправа будет разводной. Длина разводного пролетного строения составит 60,1 метра – это будет самый протяженный разводной мостовой пролет в Петербурге. При этом судоходный габарит пролета составит 55 метров, а время подъема и опускания конструкции составит около 3 минут. Строительная высота переправы минимизирована из-за рядом расположенного памятника истории и культуры регионального значения – Финляндского железнодорожного моста. Архитектурные конструкции нового перехода позволят ему сливаться с архитектурой ж/д сооружения, не нарушая панорамного вида. В феврале 2025 года Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП) согласовал строительство такого моста в составе ШМСД.
Согласно данным из Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ), с января по конец мая 2025 года выданы положительные заключения по нескольким участкам строительства и проектам подготовки территории под стройку. Госэкспертизой за это время одобрены этапы строительства № 2 в Московском и Фрунзенском районах, № 3 во Фрунзенском и Невском районах города. Также положительные заключения получены на несколько подготовительных этапов работ, в том числе для подготовки территории под участки от Витебского проспекта до Союзного проспекта и от Союзного проспекта до КАД в Московском, Фрунзенском, Невском, Красногвардейском районах города и Всеволожском районе Ленинградской области.
Подготовительные работы вынесены в отдельные этапы для ускорения строительства. В рамках этих работ предстоит освободить территорию строительства и переустроить большое количество сетей – газопровода, линий электропередач, сетей связи, водоснабжения, канализации, железнодорожной инфраструктуры и проч. Для подготовки территории под участок от Союзного проспекта до КАД с конца мая выбирали подрядчика: по данным с портала Госзакупок, в середине июня заявку единственного участника рассмотрели и признали соответствующей, с компанией заключают контракт на сумму 8,597 млрд рублей. На сайте АО «Западный скоростной диаметр» (заказчик работ) сообщается, что с 1 июля 2025 года заработает общественная приемная АО «ЗСД», где граждане смогут подписать соглашение о компенсационной выплате за демонтаж гаражей в Красногвардейском и Невском районах города, попадающих в зону строительства ШМСД.
Ввод в эксплуатацию новых этапов ШМСД намечен на 2029-2031 годы. На сайте администрации Петербурга указано, что срок строительства 2-3 этапов ШМСД – 2025-2029 годы, этапов 4.1, 4.2 – 2025-2031 годы. Срок ввода разводного моста в створе Зольной и Фаянсовой улиц – 2031 год.
На территории Ленинградской области построят еще два участка ШМСД – пятый и шестой этапы. Пятый этап свяжет КАД Петербурга и Мурманское шоссе (трасса Р-21 «Кола»), шестой этап пройдет от КАД до Колтушского шоссе с перспективным подключением к Всеволожску. В конце 2023 года была заключена концессия на проектирование и строительство двух участков на территории области.
Вся магистраль протяженностью более 30 км станет частью транспортного коридора в Карелию, Мурманск и Архангельск. Трасса еще более усилит роль Петербурга как крупнейшего транспортного узла страны на Северо-Западе.