В материале портала «ДорИнфо» – о разработке образовательных программ для подготовки кадров, популяризации специальности и «нефтедорожниках»

В рамках ежегодной межотраслевой конференции в Санкт-Петербурге «PRO Битум и ПБВ» в начале апреля, на которой побывала корреспондент портала «ДорИнфо», специалисты отрасли особое внимание уделили теме подготовки кадров. На мероприятии обсудили образование будущих дорожников, повышение квалификации уже опытных работников, а также способы подъема узнаваемости профессии. Подробнее – в нашем материале.

«Первый раз такая сессия проводится в рамках этой конференции, посвященная вопросу подготовки кадров. <…> Я бы хотел сказать, что и Минтранс России, и Федеральное дорожное агентство, и ГК «Автодор» придают огромное значение кадровой политике. Мы решили вопрос этот обсудить, потому что прекрасно понимаем, что развитие отрасли, в том числе нефтедорожной, что практически стало уже официальным термином, без развития кадровой политики просто невозможно»

отметил Президент «Ассоциации РОСАсфальт» Николай Быстров.

Как привлечь кадры в дорожную отрасль: пиар и образование
Автор фото: ПОРТАЛ ДОРИНФО
НА ФОТО: Николай Быстров

Об особенностях подготовки кадров в высшем образовательном учреждении и подготовке методических материалов рассказала проректор РУТ (МИИТ) Татьяна Марканич. Спикер отметила, что в первую очередь любую деятельность определяют нормативные документы, в соответствии с которыми строится план, ставятся цели и задачи. На данный момент в разработке образовательных программ РУТ (МИИТ) опирается на следующие документы: «Транспортная стратегия до 2030 года с прогнозом до 2035 года», «Концепция о подготовке кадров до 2035 года» и «Концепция развития дорожного образования». В этих документах заложены основные принципы развития дорожного образования и развития транспортной системы.

В качестве исследования в РУТ (МИИТ) проанализировали удельный вес работников дорожного хозяйства по уровню образования. Результаты показали, что большая часть специалистов имеет средне профессиональное образование, а доля специалистов с высшим образованием на сегодняшний день составляет 29 %. В связи с этим для повышения уровня образования работников дорожной отрасли вуз проводит ряд мероприятий. Так, по поручению заместителя председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина от 2022 года было принято решение о создании учебно-методического отраслевого центра на базе РУТ (МИИТ). Задача центра – развить дорожное образование не только в стенах указанного учреждения, но и по всей стране. На сегодняшний день специалистами центра уже разработаны два ФГОС по новым направлениям подготовки в сфере дорожного хозяйства. В соответствии с указом Президента России Владимира Путина от 2018 года РУТ (МИИТ) получил право самостоятельно разрабатывать и утверждать стандарты по всем уровням высшего образования.

«Мы создали свой ФГОС «Транспортное развитие и дорожное хозяйство», где у нас с вами есть строительство автодорог и аэродромов, а также строительство мостов и тоннелей. У нас есть на сайте открытые лекции, реестр образовательных организаций, которые обучают в сфере дорожной отрасли, а также реестр наиболее востребованных компетенции»

отметила Татьяна Марканич.

Как привлечь кадры в дорожную отрасль: пиар и образование
Автор фото: ПОРТАЛ ДОРИНФО
НА ФОТО: Татьяна Марканич

Вуз также провел исследование в части востребованных компетенций дорожных специалистов. В опросе приняли участие 111 организаций и 169 человек. По ходу исследования компетенции распределили на базовые и общепрофессиональные. Среди востребованных компетенций проректор выделила разработку, управление и оптимизацию ИТС, использование BIM технологий, эффективное управление ресурсами и знания в сфере экологической и промышленной безопасности. Для выработки данных компетенций образовательное учреждение ставит перед собой задачи. На сегодняшний день основная задача вуза – создать рекомендованные программы, которые любая организация сможет выбрать и воспользоваться.

По словам Николая Быстрова, на данный момент в подготовке кадров в дорожной отрасли наблюдается проблема в актуализации учебно-методических материалов. Он также подчеркнул необходимость обновления знаний преподавателей и важность участия вузов в отраслевых мероприятиях.

«За последние четыре года в важнейших для отрасли конференциях приняли участие порядка 6 тыс. человек, очно. Из 60 вузов, на 16 заседаниях были 23 человека. Докладов было два. Эти 23 человека представляли 11 вузов из 60. Задам такой риторический вопрос – о каком уровне образовательных программ можно говорить в остальных 50 вузах, которые не были ни на одной конференции за последние 4 года? Это катастрофа»

подчеркнул Николай Быстров.

Вторая часть проблемы, по словам Николая Быстрова, это отсутствие учебников, которые основаны на современной нормативной базе дорожного хозяйства. Это еще одна задача, к решению которой планируют приступить в ближайшее время. А задача РУТ (МИИТ) состоит в разработке методики, которая станет основой для высших образовательных учреждений.

«Более того, я просто убежден, что через какое-то время мы поймем, что часть вузов должна быть лишена возможности имитировать высшее образование в области дорожного дела. У меня в этом нет сомнений, но самое главное помочь тем, кто хочет»

отметил Президент «Ассоциации РОСАсфальт».

Специалист в области нефти и дорог

В рамках конференции специалисты обсудили формирование новой компетенции – «нефтедорожник». Термин обозначили следующим образом: «Нефтедорожник – специалист, чья деятельность совмещает в себе науку и практику и от профессионализма которого зависит качество и долговечность дорожного покрытия».

В течение мероприятия участники могли пройти опрос и обозначить какими компетенциями должен обладать нефтедорожник. По результатам опроса, которые представила Татьяна Марканич, 6,3 % респондентов отметили, что специалист должен уметь внедрять научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, новую технику и передовые технологии в технологических установках нефтегазовой отрасли, планировать реконструкции и модернизации оборудования. Также 6,3 % отметили, что такой специалист должен понимать жизненный цикл объектов транспортной инфраструктуры и знать, какие факторы влияют на его продолжительность, 6,1 % считают, что специалист должен знать базовые основы нефтепеработки, 6,1 % – знать схемы, технологии, особенности производства и области применения битума, кокса, битумопроизводной продукции, 5,9 % - понимать проблемы и определять потребности дорожной отрасли в части дорожно-строительных материалов.

«Вот эти компетенции у нас отражены в реестре, который находится на сайте учебно-методического отраслевого центра, и кончено же любая образовательная организация уже может заложить их в свой процесс и настроить дисциплины для того, чтобы его студенты понимали и могли в этой части работать»

отметила спикер.

В ходе опроса также выделили будущие возможности профессионального выбора нефтедорожника. Такой работник может стать специалистом по испытанию битумопроизводной продукции, специалистом по контролю качества и технологии, специалистом направления битумов и ПБВ, специалистом по испытанию битумных материалов и другим направлениям.

«Именно по этому направлению будет изучено наличие профстандартов: в каком профстандарте это находится, исходя из чего будет выстроено или переформативано направление дисциплины строительные материалы, дорожно-строительные материалы»

подчеркнула проректор РУТ (МИИТ)

Приоритет – популяризация

На пленарной дискуссии, посвященной взаимодействию с профильными вузами и СПО, начальник Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Росавтодора Сергей Гошовец рассказал об опыте работы Федерального дорожного агентства с образовательными учреждениями.

«Приоритетом для нас является популяризация дорожного дела среди молодежи, модернизация среднего профессионального и высшего образования, подготовка аспирантов и поддержка интереса к научной деятельности в вузах. Сегодня вопросы развития дорожного образования находятся на личном контроле руководителя Росавтодора Романа Новикова»

отметил Сергей Гошовец.

Как привлечь кадры в дорожную отрасль: пиар и образование
Автор фото: ПОРТАЛ ДОРИНФО
НА ФОТО: Сергей Гошовец

Согласно сообщению пресс-службы Росавтодора, погружению молодых кадров в ключевые отраслевые процессы способствует налаженная Росавтодором система организации летних учебных и производственных практик и строительных отрядов. С 2018 по 2023 годы практику прошли более 5,5 тыс. студентов-дорожников. В 2024 году эта работа продолжится: в строительные отряды планируют привлечь более 600 человек, а на производственную и учебную практики ‒ порядка 1,8 тыс. учащихся.

Региональные дорожники и представители профильных вузов в контексте кадрового вопроса часто отмечают, что одна из основных проблем в области подготовки специалистов – не только кадровый дефицит, но и недостаток знаний будущих дорожников.

«Когда я работал доцентом на нашей кафедре дорожной выпускалось где-то 100 человек. На сегодняшний день выпускают 17 человек. В городе Екатеринбурге. Это не маленький город, нас 1,5 млн и дорог немало. Они [выпускники] не смогут восполнить ту кадровую боль, которая есть на сегодняшний день <…> Я работаю в дорожной отрасли уже 20 лет, и мы повышаем квалификацию у специалистов, которые приходят к нам работать. Потому что кадров нет, обучать некому и, даже когда я принимал на работу 7-8 лет назад, я задавал вопрос, что такое асфальтобетон? И люди отвечали, а сейчас менее 50 % отвечают на этот вопрос. Это страшно»

отметил директор, к.т.н., доцент НИИ ЛАДОР Александр Дедюхин.

Об опыте привлечения в профессию с юного возраста рассказал представитель Корпоративного университета СИБУРа Александр Сысоров.

«Голод в кадрах присутствует. Мы забираем к себе до 1,5 тыс. молодых специалистов. В рамках школ, с 6 класса начинаем работать, когда у них более-менее осознание приходит. Этот инструмент мы называем бесшовной профориентацией – игровые и интерактивные форматы, фокусировки на профессии и так, поэтапно, с 6 по 9 классы»

рассказал Александр Сысоров.

Он также отметил важность подбора и развития хорошего преподавательского состава вузов и СПО. В рамках учебного процесса педагогам, в том числе из регионов, дают возможность проходить практики и стажировки на предприятиях СИБУРа. Преподаватели приезжают на предприятие, к ним прикрепляют наставников, а после отрабатываются определенные темы. Позже с накопленными знаниями педагоги возвращаются к себе в регионы и внедряют практику в бакалаврские и магистерские программы своих образовательных учреждений.

«Также мы развиваем тему с дуальной подготовкой, важный инструмент, мы его активно раскручиваем, когда ребята на курсах к нам уже трудоустраиваются. В таком случае ребята еще и очень осознанно защищают свой диплом и выходят на рынок молодыми специалистами с опытом. Мы считаем правильным молодых работников определить именно в инженерное направление. Они думают необычно, важно привлекать их к работе через предметные кейсы, вовлекать ребят»

отметил спикер.

В компании «Газпром нефть», по словам представителя Андрея Шмидта, в рамках проведения работы с вузами специалисты проводят в образовательных учреждениях «Деловые игры».

«Мероприятие на 1-2 дня, мы собираем 3-4 курсы и рассказываем про себя в игровой форме, проводим День инженера. Грубо говоря, студенты составляют сметы, делают разные задачи, и по результатам мы смотрим себе хороших ребят в команду, у нас уже три человека принято так и, в принципе, развиваем эту схему, так пиарим работу дорожника и нефтяника и по итогам видим, как у ребят загораются глаза»

отметил Андрей Шмидт.

Для привлечения кадров ГК «АБЗ-1», по словам заместителя директора по качеству, руководителя НИЦД Натальи Майдановой, выбрала для себя несколько путей. Одним из наиболее эффективных специалист отметила привлечение студентов, начиная с третьего курса, к производственной практике и, затем, к написанию дипломной работы.

«За это время студент к нам приходит периодически, мы ему ставим задачи, он их решает. Затем пишет красивую, хорошую работу. За этот период мы стараемся погрузить его в культуру нашей компании, стараемся влюбить его в профессию, в наш труд, и многие ребят остаются. Мы сотрудничаем с многими вузами Санкт-Петербурга, даже не по профильным специальностям, и очень много студентов просятся к нам на практику и экскурсию»

подчеркнула Наталья Майданова.

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789