На объекте демонтировали гранитные плиты и готовят их к отправке на реставрацию (фоторепортаж)

В Санкт-Петербурге в ноябре 2022 года начался капитальный ремонт Университетской набережной на участке от Кадетской линии до 4 линии Васильевского острова. В границах проведения работ находится самый большой грузовой спуск на реке Нева - «Спуск у Румянцевского сада». В его пределах уже демонтировали гранитные плиты и готовятся отправить их на реставрацию, чтобы после вернуть на свое историческое место. На объекте 27 декабря побывали представители СПб ГБУ «Мостотрест», компании-подрядчика АО ПО «Возрождение» и журналисты. Подробнее о ходе проведения работ – в материале «ДорИнфо».

Стенка верхнего уровня Университетской набережной выполнена из кладки натурального известняка и отштукатурена, тротуар состоит из гранитных плит. Ограждение вдоль тротуара представляет собой гранитные тумбы, между которыми устроена металлическая решетка. Стенка нижнего уровня набережной в уровне карниза состоит из каменных блоков по периметру, остальное пространство спуска - из диабазовой брусчатки. В ходе обследования специалисты зафиксировали следы выщелачивания связующего между гранитными элементами набережной - тумбами и гранитными плитами, а также смещение этих плит относительно друг друга. Были выявлены многочисленные сколы и трещины в гранитных блоках. Домастиковки были повсеместно выполнены с нарушением технологии, деформация покрытия из диабаза произошла неравномерно из-за локального уплотнения основания. Техническое состояние спуска признали неудовлетворительным и нуждающимся в ремонте. Дорожникам было рекомендовано выполнить реставрацию натурального камня - гранита и диабаза, а потом произвести перекладку. Также необходимо выполнить ремонт бутовой кладки стенки верхнего уровня - восстановить раствор, частично заменить камни, потерявшие свои механические свойства.

Подрядчику предложили ряд конструктивных решений. По стенке нижнего яруса - выполнить демонтаж карнизных плит верхнего ряда на центральном участке протяженностью порядка 117 метров и провести их реставрацию с установкой в проектное положение. На мостовой части набережной перебрать диабазовую брусчатку и усилить основание. Произвести мощение брусчаткой до верха стенки с устройством откоса вдоль ограждения стенки второго яруса. Вариант предполагает изменение существующих планово-высотных решений спуска в части устройства имевшегося ранее замощённого откоса вдоль ограждения второго яруса. Это соответствовало бы решениям спуска на конец XIX века, когда он использовался в первую очередь как грузовой причал, в том числе для погрузо-разгрузочных работ, складирования материалов и товаров. Мощение диабазовой брусчаткой запроектировано с выходом его поверхности в уровень верха стенки и тротуарных плит. Также подрядчику необходимо восстановить имеющиеся скульптурные элементы - произвести реставрацию двух бронзовых грифонов и двух бронзовых светильников. Проект предусматривает демонтаж-монтаж 34 гранитных труб, реставрацию металлических 33 секций ограждений и установку 284 погонных метров бортовых камней.

Капремонт Университетской набережной начался 27 ноября 2022 года, завершить его планируют через год - в конце ноября 2023 года. Директор СПб ГБУ «Мостотрест» Андрей Кочин рассказал, какие работы специалистам удалось выполнить за один месяц.

Университетская набережная в Петербурге после капремонта сохранит исторический облик
Автор фото: ПОРТАЛ ДОРИНФО
На фото: Директор СПб ГБУ «Мостотрест» Андрей Кочин

«На данный момент произведена разборка плит, которые идут вдоль реки Невы, разборка тротуара второго яруса. Произведен демонтаж перильных ограждений, решетки уже увезли со стройки. В связи с сезонностью работ диабазовое мощение пока не разбираем для того, чтобы случайно не утратить его вместе со снегом и льдом. Сроки позволяют отложить данные работы до весны. Основные просадки, которые показало георадарное обследование, - вдоль воды рядом с гранитными плитами, поэтому там будут вскрыты эти полосы, затампонированы щебнем и усилены бетонными смесями»

отметил он в беседе с журналистами.

Последний раз набережную капитально ремонтировали достаточно давно - больше 30 лет назад. Проведение капремонта было необходимо, к настоящему времени наблюдалось большое количество утрат мощения самого тротуара - не хватало тротуарных «шашек» и наблюдалось большое количество сколов и трещин на гранитных камнях. Необходимы реставрационные работы по мастикловке - заполнению и склеиванию элементов, а также установке их в то положение, которое было задумано архитектором. Внешний вид набережной к осени следующего года немного изменится. Специалисты изучили старые фотографии и документы, на которых было показано, что около стенки второго яруса, где сейчас видно доломитовую облицовку, оштукатуренную и окрашенную краской, был циркульный откос как на Октябрьской набережной.

Схема организации движения, действующая на период работ, предусматривает переход пешеходов на другую сторону улицу. По ширине тротуара вдоль самого яруса сейчас невозможно обеспечить безопасный проход людей. Чтобы не сужать проезжую часть, принято решение перезапустить пешеходное движение на другую сторону улицы.

Раньше Румянцевский спуск, как и многие другие спуски на Неве, имеющие подобные очертания, использовали для автомобильных грузоперевозок. На данный момент на спуске также нет дорожных знаков, ограничивающих движение. Согласно документам ГИБДД, он может быть использован для заезда транспорта. Однако местные жители и депутаты обращались с просьбой сделать данную часть набережной пешеходной зоной, но с возможностью доступа экскурсионных автобусов и машин, которые будут обслуживать находящийся рядом мост. По сути предлагалось сделать пешеходную зону с возможностью проезда технологического автотранспорта. Коммерческие организации, арендовавшие данные спуски, после работ продолжат пользоваться причалами.

Руководитель проекта АО ПО «Возрождение» Сергей Михайлов отметил, что при проведении работ в зимнее время специалисты сложностей не испытывают, сроки контракта позволяют выполнить весь объем работ в осенне-летний период. Зимой будет вестись реставрация металлических ограждений, гранитных изделий, подлежащих демонтажу в условиях положительных температур на закрытых площадках. Восстановить удастся все элементы, так как значительных утрат нет, но есть разрушения и трещины. В соответствии с проектной документацией их отреставрируют путем установки вставок, мелкие сколы замастикуют. Всё удастся сохранить в историческом виде. Вес одной плиты варьируется в зависимости от размеров и может достигать нескольких тонн. Перед разборкой их промаркировали, получилось порядка 300 камней. Элементы извлекли и готовят к отправке на реставрацию. После работ каждый камень установят на свое историческое место в соответствии с маркировочной схемой. Общая площадь реставрации гранитных поверхностей объекта - порядка 2,3 кв. метров. Представитель компании-подрядчика признается, что с технологической точки зрения устанавливать камни сложнее, чем извлекать, потому что необходимо соблюсти вертикальную и горизонтальную планировку. Однако производство демонтажа также требует усилий - строителям необходимо работать осторожно, чтобы не нанести старым поврежденным элементам дополнительный урон.

Университетская набережная в Петербурге после капремонта сохранит исторический облик
Автор фото: ПОРТАЛ ДОРИНФО
На фото: руководитель проекта АО ПО «Возрождение» Сергей Михайлов

Вместо металлического забора, ограждающего сейчас пешеходную зону, осенью следующего года появится каменный ряд. Строители отмечают, что нагрузка на набережную в связи с этим изменится незначительно, так как количество диабазового мощения после капремонта останется почти прежней и площадь не изменится. Диабаз в Петербург привезут из Карельского карьера, месторождение будет соответствовать историческому. Отвечая на вопрос о том, кто наносит набережной больший урон, Сергей Михайлов отметил, что береговая линия испытывает большие нагрузки от проезжающего транспорта.

Спуск напротив Румянцевского сквера всю свою историю имел исключительно утилитарное значение и использовался в качестве погрузочно-разгрузочного причала барж для дров, строительного материала и даже мусора. На нем была трамвайная остановка и причал для аквабуса, а также парковка для экскурсионных автобусов и частного автотранспорта. По льду Невы с 1895 года с января по март ходили трамваи, перевозившие за сезон около 900 тыс. пассажиров. Последний раз линии были проложены зимой 1909-1910-х годов. В 1991 году Румянцевский спуск отремонтировали по заказу ПРЭУ «Ленмосттрест». В ходе работ гранитные карнизные блоки, установленные по верху стенки верхнего яруса, заменили массивными гранитными плитами. Старые цилиндрические перильные тумбы ограждения, установленного по верху стенки, заменили на типовые прямоугольные тумбы. Еще раз работы прошли в 2013 году по заказу «Мостотреста», являющегося заказчиком и в настоящий момент. Тогда была выполнена частичная разборка стенки верхнего яруса спуска, усиление кладки стенки цементным раствором, оштукатуривание и окраска фасада стенки. В том же году, в связи с реконструкцией Дворцового моста, спуск передали на сохранность ЗАО «Пилон» для устройства строительной площадки. В 2014 году на спуске прошли работы в рамках содержания - пескоструйная очистка облицовок стенок от следов выщелачивания, восстановление швов облицовки стенок, плит мощения тротуара и блоков парапета. Было отмечено, что на фасаде стенки выступают грубо обработанные торцы тротуарных плит. По цвету и фактуре оштукатуренная фасадная поверхность стенки верхнего яруса не напоминает каменную бутовую кладку и в целом плохо сочетается с внешним видом спуска. Состояние окрасочного слоя находилось в неудовлетворительном состоянии, краска шелушилась и отслаивалась. В стыке между стеной и горизонтальной площадкой интенсивно росла трава.

Отметим, контракт с АО «ПО «Возрождение» на капитальный ремонт Университетской набережной заключен на сумму 90,8 млн рублей. Из-за организации пешеходного прохода в период ремонта в Василеостровском районе Санкт-Петербурга с 10 декабря 2022 года по 21 сентября 2023 года ограничили движение транспорта по Университетской набережной от Благовещенского моста до 1-й линии В.О.

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789