В Ямало-Ненецком автономном округе внедряют новую технологию сохранения автомобильных дорог. Об этом сообщает 5 марта Департамент транспорта и дорожного хозяйства Ямала.
Новый метод проходит апробацию на участке трассы «Лабытнанги – Харп», где специалисты установили 54 термостабилизатора. Оборудование позволит поддержать почву в мерзлом состоянии – это необходимо при строительстве или ремонте дорог в районах Крайнего севера.
«Участок выбран неслучайно. В ходе инженерно-геологических изысканий было выявлено, что грунты здесь находятся в талом виде и имеют среднюю степень влажности. Установленные сезонно-охлаждающие устройства, призваны проморозить и сохранять грунты оснований в мёрзлом состоянии многие годы. С наступлением холодов, устройства снова включаются, чтобы продолжать процесс промораживания», - рассказал главный научный сотрудник сектора геотехники Антон Синицкий.
Для круглогодичного наблюдения за температурой грунта дополнительно пробурили 5 скважин глубиной 10 метров и установили в них датчики температуры. Результаты исследований используют для оптимизации технологий обеспечения безопасности и надежности дорожной одежды, а также для расширения перечня применяемых материалов и технологий в дорожном строительстве.
В сообщении отмечается, что на территории Ямала проводятся изучения изменений мерзлоты и климата. Так, ямальские ученые создают проект «Мерзлотная карта ЯНАО», который позволит оперативно получать информацию о состоянии мерзлоты и характеристиках грунтов. С 2022 года в регионе реализуют пилотный проект геотехнического мониторинга. Пробурено 184 скважины, оснащенных термометрическими датчиками под 28 объектами. На трассе «Надым – Салехард» оборудуют семь постов геотехнического мониторинга. В регионе работает первая в стране лаборатория криологии Земли и геотехнической безопасности.