4 сентября 1901 года

Для Уильяма Лайонса автомобилестроение было делом и смыслом жизни. «Автомобиль – это наиболее близкая мне вещь из всего того, что создано человеком», – говорил сэр Уильям и не изменил своим взглядам даже после того, как «наиболее близкая вещь» по-настоящему близкого человека отняла.

Уильям Лайонс родился в Англии 4 сентября 1901 года в семье иммигрантов из Ирландии. Отец – Уильям Лайонс - владел магазином музыкальных инструментов, мать, Минни Баркрофт, была дочерью фабриканта. Небольшой город Блэкпул на берегу Ирландского моря стал родиной того, кого потом назовут Мистером Ягуаром.

Еще в подростковом возрасте мыслями Уильяма-младшего завладела техника. Отец заметил его неподдельный интерес к мотоциклам и устроил сына на работу в манчестерские мастерские «Crossley», которые занимались выпуском небольших грузовиков для военных.

Человек, который создаст самый быстрый автомобиль, не мог удовлетвориться работой в мастерских, выпускающих неповоротливые и малоскоростные грузовики. Он вернулся домой, и это вызвало неудовольствие родителей.

Молодой Уильям хотел иметь собственное дело и всерьез размышлял о производстве популярнейших в ту пору граммофонов. Однако рынок был наводнен граммофонами, и это останавливало предприимчивого юношу. Да и мотоциклы к тому времени стали для Уильяма еще более притягательными. Джек Маллалье, друг Уильяма-старшего, увидел интерес молодого Лайонса и взял его младшим продавцом в гараж «Brown&Mallalieu». В этом гараже, который занимался продажей и обслуживанием легковых автомобилей марки «Sunbeam»,Уильям исполнял самые разные обязанности. Он был мойщиком, механиком, шофером… У него была мечта - купить мотоцикл - и на пути к ней он не пасовал перед трудностями.

После войны мотоциклы стали более доступны, и мечта Уильяма сбылась: он купил дешевый мотоцикл «Norton», который называли «масляной ванной», потому что масло лилось отовсюду. В это же время Лайонс познакомился с Уильямом Уолмсли, который поселился по соседству. С этого знакомства и начинается отсчет великого пути всемирно известного бренда. Это было в 1921 году.

ОТ КОЛЯСКИ ДО АВТО

Мотоциклы того времени не были оснащены коляской. Уолмсли и Лайонс создали ее. Правда, по сей день нет единой точки зрения на то, кому принадлежит право авторства. Говорят, что готовая коляска была у Уолмсли, Лайонс просто купил ее, а потом предложил конструктору совместное дело. Другие уверяют, что автором «прицепа» был сам Уильям Лайонс.

Независимо от того, кто же стал ее «отцом», готовая коляска произвела фурор на дороге – люди спрашивали, где можно такую приобрести, и Лайонс решил не упускать своего шанса. Спрос рождает предложение, значит, нужно спрос удовлетворить. Так родилась идея серийного производства.

Уолмсли был на 10 лет старше и не воспринял идею восторженно. Но, помимо делового чутья, молодой Лайонс, судя по всему, обладал и даром убеждения, и некоторое время спустя Уолмсли согласился открыть совместное предприятие.

Путь Уильяма Лайонса – череда побед, достижений, признаний его труда. Первый успех пришел к нему c созданием восьмигранной коляски для мотоцикла «Brough Superior», которую он сам нарисовал и предложил изготавливать из полированного алюминия. Форма этой коляски дала название предприятию - «Swallow Sidecar Company» («Ласточка»), которое было зарегистрировано в 1922 году. Сокращенно компания именовалась как «SS Cars Ltd».

Коляски имели огромный успех у покупателей. Их раскупали в пять минут, по 10 колясок в день, производство в одночасье стало массовым. Потом последовало изготовление уже автомобильных кузовов, а 5 лет спустя компания перешла на производство автомобилей на базе агрегатов «Austin Seven». В начале автомобильного производства в неделю с конвейера сходили 12 машин. В 1928 году фирма переехала в Ковентри, где количество выпускаемых авто увеличилось в четыре раза – до 50 машин в неделю.

«SS1»

Первая модель автомобиля, разработанная Лайонсем, увидела свет в 1931 году. Это был спортивный автомобиль «SS1» (Standard Swallow), который был хорошо принят публикой и получил восторженные отзывы прессы. На мотор-шоу в Лондоне этот автомобиль был признан самым спортивным из всех моделей «Swallow».

Конкуренты не признавали успех «SS1». Низкий кузов, удлиненная передняя часть вызывали ассоциации с «Bentley». Возмущала противников и цена шедевра – всего 345 фунтов. Хороший автомобиль не может быть таким дешевым! – основной аргумент против признания нового веяния в автомобилестроении. «SS1» называли «пародией на спортивный автомобиль». Ровно до того момента, пока сама королева Елизавета не приютила в своем гараже «SS1».

Этот успех дался нелегко. Отчасти из-за того, что компаньоны видели автомобиль по-разному. Лайонс хотел как можно ниже опустить крышу машины, и из-за этого создавалось впечатление, что людям выше среднего роста управлять таким автомобилем будет затруднительно. Всего за месяц до презентации Уильям Лайонс попал в больницу с приступом аппендицита. После выхода из лечебного учреждения его ждал сюрприз: компаньон за это время поменял низкий кузов на обычный. Это не обрадовало Лайонса: «- Да он выглядит как лондонский Тауэр! - А ты думаешь, что в твой сможет сесть нормальный человек?» В итоге «SS1» был представлен публике как низкий автомобиль…

Эта ситуация помогла разрубить гордиев узел совместного управления компанией. «SS1» стала камнем преткновения интересов Уильямов, и в 1934 году, спустя 12 лет сотрудничества, Уолмсли покинул компанию. Уильям Лайонс выкупил его акции и стал единоличным владельцем производства.

ОТСЮДА НАЧИНАЕТСЯ ЛЕГЕНДА

William Lyons

 В начале 1935 года на выставке в Нью-Йорке на людской суд была представлена первая модель «Jaguar», которая тогда еще носила название «SS90». Самому Лайонсу первоначальное название машины не очень нравилось. Заниматься вопросом нейминга Лайонсу было некогда, поэтому он воспользовался услугами рекламного агентства «Nelson». Рекламщики предоставили целый список возможных наименований, в том числе – названия рыб, животных, птиц. И хотя сама фамилия владельца (Lyons) предполагала выбор в «львиную» сторону, Уильям поступил нестандартно – он выбрал «SS Jaguar». Пока – только как название модели.

В середине года появился на свет самый знаменитый довоенный автомобиль компании – «SS Jaguar 100». По сути, это был тот же «SS90» с новым двигателем. Между прочим, именно с этой машины началась традиция указывать максимальную скорость автомобиля. У «SS Jaguar 100» скорость была приличной – 100 миль в час, и это – в 1935 году! Сам Лайонс за рулем этой машины одержал победу в гонках Донингтона. И хотя «BMW328» были современнее «ягуаров», в «Alpine Trial» они потерпели фиаско – «SS Jaguar 100» обогнал шесть (!) автомобилей этой марки.

ВОЙНА, МОТОКОЛЯСКИ, «JAGUAR»

В 1938 году компания перешла на изготовление кузовов из стали, а не алюминия. К этому времени в «SS Cars Ltd.» работало 1500 человек и в неделю выпускалось до 200 машин.

Версия купе модели «SS Jaguar 100», разработанная специально для британского автосалона 1938 года, произвела настоящий фурор. К сожалению, был выпущен только один автомобиль – демонстрационный. Причина – война.

Предвоенный год оказался очень удачным, годовой выпуск приблизился к 5000 авто. Но война спутала все карты.

«SS Cars Ltd.» не осталась в стороне от дел страны и мира. Заводы перестраивали свою деятельность, изготавливали запчасти для военной техники, а компания Лайонса, помимо этого, вернулась к мотоколяскам, которые в армии нашли свое применение.

Многие из тех, кто занимался автомобильным бизнесом, считали, что после войны более востребованными окажутся не эксклюзивные модели, а «рабочие лошадки». Но Лайонс смотрел на это по-другому. Он не отказался от своего детища, решив продолжать выпуск представительских и спортивных автомобилей и после войны. Что ж, его выбор – его история, а его история – это успех, признание, всемирный бренд…

Название компании после войны звучало двояко (ассоциации с частями СС). Поэтому в 1945 году она приняла знакомое нам имя – «Jaguar Cars Limited».

ЗВЕЗДНЫЙ ПАРАД

Для испытаний нового двигателя конструкции Хайнесса был создан «Jaguar XK120». Однако новая модель в 1948 году стала хитом на мотор-шоу в Лондоне. Это был «Ferrari» того времени со скоростью 120 миль в час. Потом следовали «Jaguar Mark V», «Jaguar MK II», «Jaguar E-Type…
«Самый красивый автомобиль в истории» - так сказал Энцо Феррари о «Jaguar E-Type». Актер и гонщик Стив Маккуин приобрел один из автомобилей «XKSS» и до самой кончины был его владельцем.

Самой удачной своей моделью Лайонс считал «Jaguar XJ6». Возможно, потому, что это – его последняя авторская работа. Сегодня на ее примере дизайнеров учат, как сохранять фирменный стиль в принципиально новой модели.

ЯГУАР В ДЕЛЕ

Уильям Лайонс – пример человека, беззаветно преданного своему делу. В 1956 году английская королева Елизавета II присвоила Лайонсу звание Королевского Дизайнера Автомобильной Индустрии и удостоила титула королевского рыцаря.

Он сам занимался художественным оформлением моделей и при этом – руководил компанией. Ни одну деталь он не считал мелочью и знал производство от и до. Менеджеров такая осведомленность руководителя приводила в замешательство: «Кажется, что он знает цену каждой детали, каждого болта и гайки». Может быть, именно поэтому его автомобили считались высококлассными, но по цене были на порядок ниже своих аналогов из других фирм.

Он создавал машину для себя, такую, чтобы отвечала его главной страсти – скорости, и при этом была красивой и доступной по цене. Он продумывал все детали автомобиля, вплоть до расположения пепельницы. На вопросы покупателей, почему в машине все именно так, а не иначе, следовал простой ответ: «Потому что сэр Уильям так захотел». Основные принципы, которыми руководствовался Лайонс при создании машины, нашли отражение в рекламе: «Я хотел иметь машину, способную выстоять в снежном испытании альпийского ралли, годную к кольцевой гонке, проходящую круг в Брукландс на скорости 100 миль в час, машину, которая может выиграть конкурс красоты, настоящую высокомощную машину, но не за заоблачную цену - поэтому я купил «Jaguar».

Скорость – вот о чем мечтал Мистер Ягуар. Поэтому создавал машины для автогонок. Его старшая дочь Патрисия была вторым пилотом самого известного спортивного «ХК120» - «NUB120». Зять, Ян Апплярд, на этом автомобиле одерживал победу в автогонках 5 раз. Сын Уильяма, Джон Майкл Лайонс, любил скорость не меньше, чем отец. Автогонщик, он погиб при аварии на гонках «Le Mans 24-hours» в 1955 году.

Уильям Лайонс отошел от дел в 1972 году и занялся разведением скота на своей ферме Уэппенберри-Холл. Он умер в 1985 году.

Ограничения на трассах, ДТП
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Статьи:
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''