Карелия открывает новые маршруты.

Транспортная инфраструктура Карелии постепенно получает импульсы к развитию. Большим шагом в этом направлении стало начало движения по первому участку А-121 «Сортавала» в рамках проекта реконструкции федеральной трассы. Отрезок дороги с 155 по 173 км, открытие которого состоялось 1 октября 2013 года, расположен в Лахденпохском районе республики и проходит восточнее старого участка федеральной автодороги. Согласно стратегическим планам, проект реконструкции «Сортавалы» предполагает строительство еще трех участков на территории карельского Приладожья: с 173 по 197 км, с 197 по 215 км и с 215 по 273 км с выходом к поселку Хелюля.

Королевский тракт

Старый участок «Сортавалы» протяженностью 18 км проходил через два населенных пункта – Куликово и Хийтола. Федеральная трасса не отвечала современным требованиям: дорожная одежда находилась в неудовлетворительном состоянии, причем асфальт был не на всем протяжении участка – местами покрытие было щебеночно-гравийным. Из-за особенностей рельефа, дорога имела крутые повороты, частые спуски и подъемы, которые ограничивали видимость для водителей и пешеходов и негативно влияли на безопасность движения. К тому же старая дорога не могла справиться с нарастающим грузопотоком. Чтобы исправить ситуацию, было принято кардинальное решение – построить новую трассу.

Построенный участок расположен восточнее и частично повторяет маршрут исторической дороги из Кексгольма (нынешний Приозерск) до Кроноборга (поселок Куркиёки), по которой в XVII веке проходил шведский королевский торговый путь. Стоит отметить, что новая дорога будет востребована заграничными соседями – на севере к «Сортавале» будут примыкать дороги, ведущие на пункты пропуска «Сювяоро» и «Вяртсиля» на границе с Финляндией. То есть обновленная «Сортавала» не только укрепит автомобильную связь между Санкт-Петербургом, Ленинградской областью и Карелией – планируется, что трасса даст импульс к росту международных грузовых и пассажирских перевозок. К тому же власти Карелии считают, что реконструкция дороги будет способствовать увеличению производственных мощностей добычи полезных ископаемых и развитию экологического туризма в Северном Приладожье.

Взрывали и закапывали

Генеральным подрядчиком выступила санкт-петербургская компания ЗАО «ВАД». Вместе с петербуржцами над новой трассой работали и местные предприятия: ЗАО «Карелстроймеханизация», ООО «ЭПС» и ООО «Северсвязьстрой».

Одной из основных задач, стоявших перед строителями, было приведение геометрических параметров к нормативным требованиям. Говоря простым языком, дорожники «выпрямили» трассу, сделали ее более комфортной и безопасной по сравнению с прежней. Чтобы достичь необходимых результатов, строителям пришлось постараться. На маршруте прохождения магистрали встречаются и скалы и болота. Строители выполнили большой объем земляных и буро-взрывных работ: отсыпано более 1,5 миллионов кубометров грунта и вывезено 500 тысяч кубометров скальной породы. К тому же из-за особенностей грунтов полкилометра трассы пришлось укреплять 11-метровыми буронабивными сваями.

В рамках проекта реконструкции был построен мост через реку Асиланйоки, на всем протяжении трассы установлено барьерное ограждение, построена автобусная остановка, оборудована ливневая канализация и построены ответвления к населенным пунктам Куликово, Хийтола, Асилан и Тиурула. В конечном итоге стоимость двухполосной дороги европейского уровня протяженностью 10,45 км составила более 2,6 миллиарда рублей.

Мимо населенных пунктов

После реконструкции новая «Сортавала» станет полноценной транзитной трассой. Согласно проекту дорога проходит вдали от населенных пунктов и не пересекает железную дорогу – таким образом, водители смогут проезжать по трассе без дополнительных ограничений. Как на первом, так и на остальных трех участках федеральной дороги, которые будут построены в последующие годы, предусмотрены лишь съезды к поселкам. Что касается старого участка, то его уже частично не существует.

Как рассказал корреспонденту «ДорИнфо» начальник отдела развития и ремонта автомобильных дорог ФКУ Упрдор «Кола» Дмитрий Джос, часть старой магистрали рекультивирована. То есть рабочие разобрали старое дорожное полотно и на освободившемся месте посеяли траву. Через определенное время старый маршрут станет частью природного ландшафта. Остальные участки, соединяющие населенные пункты, в рамках проекта реконструкции отремонтировали. Со временем их переведут на баланс региона. Сейчас эти участки имеют статус федеральной дороги, и их эксплуатацией некоторое время продолжит заниматься Управление дороги «Кола».

Министерская задача

На открытие новой дороги, которое состоялось 1 октября 2013 года в Лахденпохском районе Карелии, прибыл министр транспорта РФ Максим Соколов. Он поблагодарил представителей правительства Карелии за сотрудничество в реализации проекта, которое способствовало сокращению сроков строительства. Идею ускорения строительства поддержал и генподрядчик - компания ЗАО «ВАД». Дорожникам удалось завершить все работы с опережением графика на один год – по условиям контракта дорогу должны были сдать в 2014 году. Стоит отметить, что финансирование проекта до сих пор не закрыто и подрядчик еще не получил всю сумму, предусмотренную в госконтракте.

«Это масштабный проект, которых пока не много в России, - сказал во время открытия Максим Соколов. – Перед нами стоит задача реализовать его в полном объеме к 2018 году. Он важен не только для Карелии, но и для соседних регионов, поскольку представляет собой комплексное решение проблем транспортной доступности и инвестиционной привлекательности всего региона. Думаю, что нам удастся сконцентрировать необходимые финансовые ресурсы и вложить их в строительство новой автодороги».

Планы и реальные сроки

Работы по реконструкции на следующем участке «Сортавалы» - с 173 до 197 - км уже начались. Как рассказал Дмитрий Джос, в этом году проводятся буровзрывные работы, вторую очередь планируется сдать в 2015 году. Реализация проекта строительства следующего участка с 197 по 215 километр запланирована ориентировочно на 2014-2016 годы. Это участок «Сортавалы» будет примыкать к поселку Лахденпохья, который расположен на 217 км трассы.

Что касается последней очереди реконструкции «Сортавалы» - с 215 по 273 км - то Дмитрий Джос выразил сомнения в реальности завершения строительства в 2018 году. «Четвертая очередь реконструкции «Сортавалы» пока находится в стратегических планах нашего Управления. На сегодняшний день еще нет даже утвержденного в госэкспертизе проекта, - рассказал начальник отдела развития автодорог. - Протяженность этой дороги составляет почти 60 километров, и даже если все подготовительные работы будут выполнены и строительство начнется в 2016 году, за два года выполнить такой объем работ вряд ли возможно».

Илья БЕЗРУЧКО

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789