Нижний Новгород уникален своими транспортными проблемами. Это единственный в России город-миллионник, который не имеет транспортного обхода. Весь транзитный транспорт с  крупных магистралей проходит по улично-дорожной сети. Положение усугубляется еще одним фактом - Новгород имеет стратегическое положение и находится на пересечении двух транспортных коридоров: «Юг - Север» и «Запад - Восток».

Нижний Новгород уникален своими транспортными проблемами. Это единственный в России город-миллионник, который не имеет транспортного обхода. Весь транзитный транспорт с крупных магистралей проходит по улично-дорожной сети. Положение усугубляется еще одним фактом - Новгород имеет стратегическое положение и находится на пересечении двух транспортных коридоров: «Юг - Север» и «Запад - Восток».

Большую часть проблем должен решить южный обход города, строительство которого началось два десятка лет назад, но к сегодняшнему дню объект закончен едва ли наполовину. Вторым ключевым объектом должен стать мост в районе города-спутника Бор. Инженерное сооружение должно увеличить пропускную способность магистрали в сторону Кирова и других северных направлений.

Южный обход

«Весь трафик с автомагистрали М-7 «Волга» проходит по городским улицам. Одна из наиболее важных задач, стоящих перед руководством области — создать сеть дорог, которая бы вывела транзит из города, - сказал губернатор Нижегородской области Владимир Шанцев на встрече с участниками автопробега «Дороги объединяют Россию». По подсчетам специалистов среднесуточный трафик транзитного транспорта, следующего через Новгород, сейчас составляет около 45 тысяч автомобилей. Для сравнения, в 2008 году, когда была сдана вторая очередь строительства обхода - это значение составляло около 17 тысяч автомобилей, из них лишь 7 тысяч грузовых.

В этой связи строительство Южного обхода Нижнего Новгорода является ключевым проектом. Возведение этой магистрали задумывалось еще в советский период. Тогда рассчитали, что транспортные потоки будут возрастать, но это мало повлияло на ход работ.

Первая очередь строительства автомобильной дороги М-7 "Волга" на участке обхода Нижнего Новгорода от Московского шоссе до Павловской развязки в районе Доскино, протяженностью 16,2 км, была введена в эксплуатацию в 1993 году, соединив автодорогу Москва - Нижний Новгород с автомобильной дорогой Нижний Новгород - Касимов.

Строительство II очереди автодороги "Волга" протяженностью 14,4 км на участке южного обхода Нижнего Новгорода было начато в 2000 году. Объект сдан в сентябре 2008 года.

Третья очередь обхода, протяженностью около 50 км, соединит автодорогу Нижний Новгород - Саранск с автодорогой федерального значения Нижний Новгород - Казань. С вводом в эксплуатацию III очереди автодороги обход Нижнего Новгорода войдет в состав II трансъевропейского коридора.

По словам Шанцева, из-за недостатка финансирования первая очередь трассы строилась практически 12 лет. На втором этапе строительство пошло гораздо активнее, потому как появилось существенное федеральное финансирование. Стоимость участка дороги протяженность более 14 км составила 3,7 млрд рублей. 90% этих средств были выделены из федерального бюджета. Однако после обвала фондовых рынков в августе - октябре 2008 года наступил глобальный экономический кризис. Это событие определило дальнейшую судьбу обхода. Соотношение финансирование зеркально изменилось, федеральный бюджет выделял лишь 10% от стоимости проекта, остальная нагрузка легла на область. Эта ситуация сохраняется до сих пор.

По словам Владимира Шанцева, эта ситуация в скором времени может измениться. Сейчас с федеральным центром ведутся переговоры о дополнительном субсидировании строительства. «Для эффективной реализации проекта необходимо, чтобы из федерального и областного бюджетов поступали средства в равном количестве, - отметил губернатор. - Сейчас мы над этим активно работаем и надеемся на положительное решение этого вопроса».

Стоит отметить, что сейчас работы ведутся на втором пусковом комплексе третьей очереди. Готовится проектно-сметная документация по четвертой очереди.

Третий мост

Еще одна насущная проблема Нижнего Новгорода - выезд через город Бор. Два населенных пункта связывает двухполосный автомобильный переход. С одной стороны он упирается в довольно узкую улично-дорожную сеть областного центра, с другой - расположилась не менее узкая двухполосная трасса Р-159 «Нижний Новгорода - Шахунья - Киров», ведущая через Неклюдово. Москвичи, привыкшие к постоянным пробкам, чувствовали бы себя здесь в своей тарелке. По-черепашьи медленно двигающийся затор, растягивается на добрый десяток километров.

Пробки собираются здесь потому, что трафик, врезающийся в город с трассы М-7 «Волга», именно по этой дороге выезжает на северные направления, в сторону Кирова, отсюда дорога ведет в соседнюю республику Марий-Эл.

Чтобы ослабить нагрузку на существующую переправу, местные власти перекинули через Волгу канатную дорогу между Новгородом и Бором. Самая длинная в Европе, чем местные жители очень гордятся и показывают фуникулер, как городскую достопримечательность, канатная дорога позволила снизить пассажиропоток на этом участке Р-159.

«Проблему в этом месте необходимо решать комплексно, - говорит директор ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог» Александр Герасименко. - Самым важным объектом в этом районе станет новый мост. Он позволит двое увеличить пропускную способность в этом направлении. После этого преобразования коснутся улично-дорожной сети Нижнего Новгорода, а также трассы Р-159».

«Нами запланировано расширение трассы Р-159 «Нижний Новгород - Киров» до 4 полос, а также строительство транспортного обхода поселка Неклюдово. По этим объектам скоро будет объявлен конкурс, - отметил Владимир Чемолдин, министр строительства Нижегородской области.

Однако главным объектом, без которого никакое дорожное строительство в этом районе не будет эффективным - это Борский мост. По важности для транспортной инфраструктуры Нижнего Новгорода он занимает второе место. Он будет построен параллельно существующим автомобильному и железнодорожному переходам. Реализация этого проекта не за горами. Сейчас согласовывается стартовая цена проекта, когда это вопрос будет отработан, власти объявят открытый конкурс.

«Согласно технической документации, на возведение Борского моста отводится 40 месяцев, - говорит первый заместитель директора ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог» Евгений Васильев. - Однако мы предполагаем, что в процессе строительства могут возникнуть определенные сложности. Поэтому при достаточном финансировании реальные сроки строительства моста - около 60 месяцев».

Васильев также отметил, что при строительстве моста будут использоваться передовые технологии, которые уже нашли применение при возведении моста на остров Русский и ряда олимпийских объектов в Сочи. Конструкции длиной 150 метров и весом более 4–5 тонн будут собираться на берегу, а потом с помощью гидравлического домкрата, которых в мире существует всего несколько, подниматься на высоту в 30 метров.

Но, как и с проектом Южного обхода, реализация этих планов напрямую зависит от федерального финансирования. Если областным чиновникам удастся договориться с федералами - Нижний Новгород избавится от серьезных транспортных проблем.

Илья БЕЗРУЧКО

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789