В Российской Федерации за Северным полярным кругом есть только две дороги федерального значения: это трасса Р-21 «Кола» в Мурманской области и трасса А-382 «Подъезд к аэропорту от города Дудинка» Красноярском крае.

В Российской Федерации за Северным полярным кругом есть только две дороги федерального значения: это трасса Р-21 «Кола» в Мурманской области (участок от Кандалакши до границы с Норвегией) и трасса А-382 «Подъезд к аэропорту от города Дудинка» Красноярском крае.

Несмотря на не самый интенсивный трафик на этих трассах, представить жизнь многих тысяч граждан без них достаточно сложно. Например, альтернативной дороги до города Дудинка, где проживает почти 22 тысячи человек, нет. Строительство дорог велось в сложных климатических условиях, а у строителей еще не было такой современной техники, которая есть у дорожников сегодня. Не менее сложным является и содержание этих трасс в северном климате нашей страны, зачастую дорожникам приходится бороться со стихией.

История строительства

До середины XX века автомобильное сообщение с Мурманском было организовано по гравийным и грунтовым дорогам. Решение о строительстве автомобильной магистрали, которая связала бы города Ленинград, Петрозаводск и Мурманск, было принято только в конце 50-х годов, а именно в 1958 году Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Тогда же начались проектные и изыскательские работы по шоссе длиной в 1407 километров.

Проектировать дорогу Ленинград — Мурманск начал проектный институт «Ленгипротранс» Минтрансстроя СССР. По интенсивности движения в те времена дорога была отнесена к III технической категории с шириной земляного полотна 12 метров, проезжей части — 7 метров. В начале 1961 года проектировщики приступили к изысканиям, первый участок был от реки Вите до реки Мончи в районе города Мончегорска. Документация на первый участок была выдана в 1962 году (участок Мончегорск — река Чуна), а в 1963 году была выдана проектно-сметная документация на участок Зашеек — р. Чуна. К этому времени дорожники уже проложили первые 200 километров пути от Ленинграда до Вытегры в Карелии.

Дорожники Заполярья — работники Мурманского управления строительства №12 Главдорстроя, приступили к строительству в 1962 году. Первые кубометры грунта погрузил экскаваторщик Виталий Афанасьевич Голиков, а руководил работами мастер В.П. Белоусов и прораб П.Н. Смирнов — работники СУ-857 Управления строительства №12. Строительство дороги шло с севера на юг, это была первая дорога в Мурманской области с асфальтобетонным покрытием. Строительство в основном велось по новому направлению, без использования существующей сети. Работы проводились в очень тяжелых условиях, трудности были обусловлены самой природой, жесткими сроками строительства и неустроенностью быта.

Первый участок автодороги Ленинград — Мурманск на перегоне Мончегорск — Зашеек протяженностью 85,3 км был сдан в эксплуатацию в 1965 году. Строительство ее вели два управления: СУ-857 со стороны Мончегорска и СУ-859 со стороны поселка Зашеек. В 1968 году был введен в эксплуатацию участок дороги протяженностью 38,5 км (1113 км — 1151 км), в 1973 году — участок 1151 км — 1161 км, в 1974 году — участок 1162 км — 1179 км, в 1975 году — участок 1179 км — 1189 км. После этого все силы были брошены на строительство дороги на перегоне Мурманск — Мончегорск, строительство которой было закончено в 1976 году.

В современном виде трасса Санкт-Петербург — Мурманск была обозначена почти 35 лет назад, в 1981 году. В 1982 году автодороге присвоен титул «Автодорога Ленинград — Мурманск», маршрут № М-18, а затем, на основании постановления Правительства РСФСР № 62 от 24 12.1991 года — «Автомобильная дорога М-18 «Кола» — от Санкт-Петербурга через Петрозаводск до Мурманска». В 2003 году в состав трассы вошла дорога Мурманск — Печенга и участок до границы с Норвегией с международным пунктом пропуска «Борисоглебск». С принятием новой классификации автодорога получила наименование Р-21 «Кола» Санкт-Петербург — Петрозаводск — Мурманск — Печенга — граница с Королевством Норвегия. В 2012 году в состав федеральной автодороги «Кола» вошла еще одна дорога Заполярья — подъезд к аэропорту города Мурманск.

Автомобильная дорога А-382 «Подъезд к аэропорту от города Дудинка» проходит по территории Таймырского муниципального района на севере Красноярского края, ее протяженность составляет 53,4 км. Дорога и основные сооружения на ней были построены в период с 1975 по 1978 годы. Земляное полотно отсыпалось скальным грунтом без специфики строительства на вечномерзлых грунтах, асфальтобетонное покрытие было устроено в 80-е годы. В 2003 году дорога была передана в оперативное управление ФКУ «Байкалуправтодор», а в 2007 году был выполнен первый капитальный ремонт шести километров трассы (0 км – 6 км).

Особенности содержания

Климат Мурманской области отличается интенсивными снегопадами, частыми метелями и сильными морозами, плюс на большинстве участков трассы в этом регионе интенсивность движения невысокая, поэтому в зимний период трассу решили содержать под уплотненным снежным покровом — «в накате». Такой способ много лет успешно применяется в скандинавских странах.

Впервые эксперимент по содержанию трассы Р-21 «Кола» под снежным покровом был проведен в зимний период 2013-2014 годов на участке 1408 км — 1592 км. Эксперимент прошел удачно, и уже на следующий год территория была расширена: в Мурманской области «в накате» содержались участки 1067 км — 1151 км (Кандалакшский район) и 1460 км — 1592 км (часть Кольского района и Печенгский район). Данная технология содержания трассы позволяет продлевать срок службы дорожного покрытия и дорожной одежды в целом.

Климат на севере Красноярского края еще суровее. Продолжительность зимнего периода здесь составляет более восьми месяцев — с октября по май. Трудности зимнего содержания дороги вызваны большим количеством дней с метелями, которые сопровождаются большим снегопереносом и скоростью ветра до 25 м/с, что способствует снежным накоплениям на дороге. При этом всё это осложняется низкими температурами ниже -40 градусов с резкими перепадами за короткий промежуток времени: от спокойной и тихой погоды до лютых метелей.

В связи с этим у дорожников всегда в наличии дополнительно высокопроизводительные шнекороторы и тяжелая техника (погрузчики, бульдозеры) для расчистки снежных заносов. За зимний период на автомобильной дороге более 30 раз вводятся ограничения движения. Часто движение полностью прекращается и сотрудники ГИБДД не выпускают машины из города, так как видимость при метелях можно назвать нулевой. В зимний период здесь работает штаб «Шторм», в состав которого входят представители подрядной организации ФКУ «Байкалуправтодор», администрации Таймырского муниципального района ГИБДД и МЧС. На данный штаб возложены функции по закрытию и открытию дорог, обеспечению безопасности на время ограничения.

Летнее содержание дорог осложнено коротким теплым периодом, когда фактически за три месяца необходимо выполнить весь комплекс работ: от временного ямочного ремонта и заливке трещин до полноценной замены асфальтобетонного покрытия и укрепления основания дороги, учитывая при этом резкие перепады температуры, от +10 до +30, и дожди.

День сегодняшний

Сегодня по территории Мурманской области проходит 557,136 км федеральной автодороги Р-21 «Кола». По данным Росавтодора, более 86% дороги (481 км) уже приведено в соответствие нормативным требованиям (на 15% выше среднего показателя по стране). В октябре 2016 года завершилась реализация крупнейшего инвестиционного проекта в области дорожного строительства в Заполярье — реконструкция автомобильной дороги Подъезд к г. Мурманску (участок 0 км – 14 км), являющейся частью федеральной трассы Р-21 «Кола». Проект реализовывался с июля 2013 года в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы). Новая трасса стала первой дорогой на территории Мурманской области высшей технической категории. Для обеспечения безопасности движения встречные потоки были разделены специальным ограждением. Дорога включает в себя 14 искусственных сооружений: мосты, путепроводы, надземный пешеходный переход и даже специальные лыжные проезды, три разноуровневые развязки. В настоящее время продолжается реконструкция участка трассы Р-21 «Кола» с 1574-го по 1590-й километр.

Если говорить о трафике на трассе Р-21 в Заполярье, то самая большая интенсивность движения наблюдается на подъезде к Мурманску — до 20 тысяч машин. На остальных участках трассы она составляет от 1200 до 10 тысяч.

На самой северной дороге Красноярского края А-382 «Подъезд к аэропорту «Алыкель» от города Дудинка» среднесуточная интенсивность составляет порядка 1000-1300 автомобилей. В пиковое время — конец или начало речной авиации, интенсивность доходит до 5 тысяч автомобилей в сутки. От аэропорта «Алыкель» всего существует две дороги: федеральная до Дудинки и муниципальная — Алыкель - Норильск. Больше автомобильных дорог в районе нет.

Одной из основных проблем северной дороги А-382 долгое время являлась просадка грунта и как следствие — деформация земляного полотна, дорожной одежды и водоотвода. Проведение ремонтных работ осложнено еще и тем, что Таймырский район изолирован от основной транспортной сети и удален от зоны сплошного хозяйственного освоения, и все необходимые материалы и механизмы для проведения работ доставляются только с помощью речной навигации по реке Енисей через порт «Дудинка», что существенно увеличивает стоимость дорожных работ.

 В 2016 году завершился ремонт 17 километров дорожного полотна, было заменено асфальтобетонное покрытие на участках с 37 км по 43 км, с 45 км по 47 км и с 26 км по 35 км. Здесь также были отремонтированы водопропускные трубы и укреплены обочины, установлено барьерное ограждение. На сегодняшний день автомобильная дорога А-382 «Подъезд к аэропорту от города Дудинка» соответствует всем нормативным требованиям, обеспечивая комфортный и безопасный проезд. современный вид2.jpg

Дарья Смирнова

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789