Капитальный ремонт Ладожского моста через реку Нева, входящего в состав федеральной автомобильной дороги М-18 «Кола», выходит на финишную прямую.

Капитальный ремонт Ладожского моста через реку Нева, входящего в состав федеральной автомобильной дороги М-18 «Кола», выходит на финишную прямую. Основные работы по капитальному ремонту сооружения практически завершены и сейчас проводятся пусконаладочные работы разводных механизмов. Ожидается, что Ладожский мост будет полностью сдан в эксплуатацию к декабрю 2013 года, однако генподрядчик ООО «ЕвроТрансСтрой» обещает снять ограничения движения автотранспорта уже до конца мая.

Будем знакомы: Ладожский мост

Внеклассный разводной Ладожский мост расположен на территории Кировского района Ленинградской области – на 40 км автодороги М-18 «Санкт-Петербург – Мурманск» (в просторечии, Мурманское шоссе). Он пересекает Неву всего в нескольких километрах от ее истока из Ладожского озера и является первым автодорожным мостом по течению реки, ширина которой в этом месте составляет 457 м.

Ладожский мост был спроектирован институтом «Ленгипротранс» (авторы проекта – инженеры А. И. Кецлах, О. Ю. Русин, архитектор Ю. И. Синица), и построен в период с 1978 по 1981 годы Мостоотрядом-77.

Общая длина мостового сооружения 655 м, ширина 24 м. Наибольший подмостовой габарит (без разводки моста) составляет 17,3 м. Это вполне достаточно для круглосуточного пропуска по Неве круизных теплоходов, сухогрузов и многих других судов без остановки движения по трассе «Кола».

Мост имеет девять пролетов. Четыре из них перекрыты железобетонными разрезными балками, четыре русловых – неразрезной стальной балкой со сплошной стенкой, параллельными поясами и ортотропной плитой проезжей части, а один – раскрывающимся однокрылым пролётным строением. Опоры выполнены из железобетона с гранитной облицовкой.

IMG_1735.JPGВ транспортный комплекс моста входят подходы с барьерными ограждениями, путепровод над железнодорожными путями на правобережном подходе и левобережная развязка «клеверный лист» с путепроводом над автодорогой. Развязка соединяет трассу «Кола» и автодорожные маршруты к расположенным неподалеку городам Кировск и Шлиссельбург.

С момента ввода в эксплуатацию в 1981 году Ладожский мост неоднократно ремонтировался. Особенно много проблем дорожникам доставило состояние покрытия на разводном пролете, которое не прослужив и трех лет к 1984 году достигло полного износа.

В 1996 году тонкослойное полимербетонное покрытие заменили на армированное асфальтобетонное – с приваркой к ортотропной плите анкерной арматуры. Кроме того, в рамках капремонта, выполнявшегося с 1996 по 1998 год, были произведены ремонт сварных швов разводного пролета и окраска пролетных строений. К концу «двухтысячных» Ладожскому мосту потребовался очередной ремонт.

В зоне особого внимания

Ладожский мост – единственная автотранспортная переправа через Неву за пределами Санкт-Петербурга. Ближайший альтернативный маршрут – только по новому Вантовому мосту в составе Кольцевой автомобильной дороги. Не случайно проект капремонта этого сооружения стал одним из приоритетных для ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Северо-Запад» им. Н.В. Смирнова» (ФКУ «Севзапуправтодор»), в чьем оперативном управлении находится сеть федеральных автодорог Ленинградской, Калининградской и Псковской областей.

– Необходимость проведения капитального ремонта возникла в связи с неудовлетворительным техническим состоянием Ладожского моста, – рассказал интернет-порталу «ДорИнфо» начальник отдела дорожных сооружений ФКУ «Севзапуправтодор» Виталий Голиков – Прежде всего, речь идет об износе гидравлического оборудования, используемого для подъема разводного пролетного строения. За все время эксплуатации (а это более трех десятилетий!) ремонт разводных механизмов ни разу не производился.

IMG_6600.JPGВ числе дефектов следует также указать: значительные разрушения проезжей части, несоответствие нормативным требованиям по безопасности, многочисленные протечки в подмостовой зоне, сквозную коррозию перильного и барьерного ограждений. Впрочем, в ходе предпроектных обследований был выявлены и некоторые другие дефекты, достаточно важные с точки зрения безопасности и долговечности мостового сооружения.

По результатам конкурсов, проведенных ФКУ «Севзапуправтодор», генеральным проектировщиком по разработке проектно-сметной документации стало ЗАО «Техпрогресс». По разработке рабочей документации – ЗАО «Петербургские дороги».

Право заключить договор генерального подрядчика по выполнению строительно-монтажных работ выиграла компания ООО «ЕвроТрансСтрой» (ООО «ЕТС»).

Общая стоимость капитального ремонта Ладожского моста в текущем уровне цен составила 1 007 358,821 руб.

Следить за мостом поможет автоматика

Капитальный ремонт Ладожского моста по заданию ФКУ «Севзапуправтодор» начался в 2011 году. Ожидаемый срок ввода моста в эксплуатацию, в соответствии с государственным контрактом, намечен на декабрь 2013 года. Однако, снять действующие ограничения движения запланировано уже в мае 2013 года.

Согласно проекту генподрядчик – компания ООО «ЕТС» выполнила работы по усилению несущих конструкций моста и их защите от коррозии. В результате, по словам Виталия Голикова, несущая способность конструкций Ладожского моста была приведена в соответствие действующим требованиям по грузоподъемности. Это позволяет рассчитывать, что при существующей транспортной нагрузке потребность в проведении работ по капитальному ремонту моста возникнет не ранее чем через 15 лет.

IMG_6614.JPGВ рамках проекта также была произведена замена гидравлического оборудования разводной части Ладожского моста. Сейчас ведутся пусконаладочные работы нового гидрооборудования, в связи с чем периодически производится разводка моста. Ожидается, что пусконаладочные работы завершатся не позднее конца мая.

О дате и времени, когда Ладожский мост будет разведен, можно узнать на информационных щитах на подъезде к мостовой переправе – за 3 дня до предстоящей разводки. Либо через твиттер ФКУ «Севзапуправтодор».

На сегодня уже завершены или близятся к завершению комплексы работ по переустройству мостового полотна проезжей части, замене перильного и барьерного ограждений, восстановлению лестничных сходов, установке очистных сооружений, переустройству наружного освещения.

Отдельным разделом проекта стал ремонт автодорожных подходов к мосту, с выполнением комплекса работ по замене асфальтобетонного покрытия, наружного освещения и барьерного ограждения.

Интересно отметить, что в рамках проекта Ладожский мост будет оснащен целым рядом инновационных систем, которые ранее еще не применялись на федеральных дорогах Северо-Западного региона. Прежде всего, это автоматизированная система обеспечения противогололедной обработки проезжей части моста. Данная система, по словам Виталия Голикова, позволит производить автоматическую обработку проезжей части моста противогололедными материалами. Важную роль призвана сыграть и автоматическая система управления и мониторинга моста. Она будет обеспечивать постоянный контроль за состоянием несущих конструкций моста и разводных механизмов в интерактивном режиме.

Мост-памятник

Разговор о Ладожском мосте будет неполным без упоминания, что это не просто утилитарное автотранспортное сооружение. Это единственный в Ленинградской области мост-памятник, который посвящен советским воинам, освобождавшим Ленинград из кольца блокады в годы Великой Отечественной войны. Именно здесь в январе 1943 года войска Ленинградского фронта начали наступательную операцию «Искра» и нанесли главный удар по укрепленным позициям Вермахта на левом берегу реки. Перейдя скованную льдом Неву и захватив плацдарм в районе Марьино, они развили наступление на Шлиссельбург и в сторону 8-й ГРЭС (где сегодня расположен город Кировск).

IMG_0097.JPGЛадожский мост соединил невские берега фактически в том самом месте, где 12 января 1943 года шли на штурм немецких позиций советские солдаты. После успешного захвата плацдарма здесь была устроена уникальная дерево-ледовая переправа. Она позволила советскому командованию оперативно ввести в бой средние и тяжелые танки Т-34 и КВ-1, поскольку без дополнительных мер усиления лед реки не выдерживал вес этих машин.

В память о событиях военной поры в левобережном устое моста был запроектирован и размещен музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Рядом с музеем, внешне напоминающим амбразуру дота, на пьедестале была установлена «тридцатьчетверка». Правда, как всегда, не Т-34-76, вынесший всю тяжесть первого периода войны, а его более поздняя модификация Т-34-85. Впрочем, за последние годы рядом с диорамой выстроились и подлинные «участники» боев за Ленинград – танки, поднятые поисковиками со дна Невы.

Прежде мемориальный акцент моста усиливали еще и столбы освещения, заостренные, подобно копейным навершиям. При этом наискось срезанные кожухи светильников по форме напоминали стреляные гильзы от снарядов. Однако, при проведении капремонта Ладожского моста систему освещения пришлось полностью поменять. По словам специалистов компании-проектировщика ЗАО «Петербургские дороги» проблема заключалась в том, что «из-за сужающийся формы лучи светильников-«гильз» не пересекались, и в целом мост оставался недостаточно освещенным».

«При разработке рабочей документации рассматривалась возможность сохранить исторический облик моста путем сохранения светильников в виде гильз», - рассказал Виталий Голиков. - Однако, с момента строительства моста нормы и требования по освещенности искусственных сооружений существенно изменились. В связи с этим было принято решение произвести замену фонарей-«гильз» на светильники, отвечающие требованиям действующих нормативов». Отвечая на вопросы интернет-портала «ДорИнфо» Виталий Голиков отметил, что «сейчас рассматривается вариант устройства декоративной подсветки моста».

Комментарий эксперта

Специально для интернет-портала «ДорИнфо» проект ремонта Ладожского моста прокомментировал старший преподаватель кафедры мостов и тоннелей СПбГАСУ Николай Даляев:

– Ладожский мост хорошо известен ученым и преподавателям нашей кафедры, которые неоднократно проводили обследование технического состояния этого объекта. Кроме того, хотел бы отметить, что у нашей кафедры налажено очень хорошее сотрудничество с ФКУ «Севзапуправтодор». По приглашению руководителей Управления мы со студентами регулярно выезжаем «в поле» и проводим практические занятия на конкретных объектах. В том числе, и на Ладожском мосту, особенности конструкций которого представляют особый интерес для специалистов.

Если говорить о проекте, который реализуется в настоящее время, то необходимость капремонта и реновации Ладожского моста назрела уже давно. Например, при строительстве этого сооружения был допущен ряд отклонений от проекта, согласованных проектным институтом и связанных с несовершенными технологиями тех лет и высокими темпами строительства. В условиях той интенсивности движения и тех нагрузках, которые существовали в 1980-90-х годах, этими дефектами можно было вполне пренебречь. Однако, IMG_8619.JPGв «двухтысячных» трафик на наших дорогах стал стремительно расти. Возросла и грузоподъемность автотранспорта. Все это привело к значительному увеличению нагрузки на автодорожную сеть, включая естественно и искусственные сооружения. Таким образом, в частности, возникла необходимость устранить те недоработки, на которые раньше просто «закрывали глаза», поскольку теперь они могли существенно повлиять на прочность и долговечность всего Ладожского моста. Тем более что он находится на одном из наиболее оживленных автодорожных маршрутов к Кировску, Волхову и далее – к Петрозаводску и Мурманску. А другой ближайший мостовой переход через Неву расположен уже в Петербурге – это новый Вантовый мост. Кроме того, как показали последние обследования, пролетные строения и мостовое покрытие уже требовали ремонта. Наблюдались многочисленные протечки с выщелачиванием цементного камня на железобетонных конструкциях пролетных строений. Важной задачей стала реновация и замена гидравлических подъемных механизмов разводной части моста, находившихся в эксплуатации без ремонта более тридцати лет.

Таким образом, капитальный ремонт Ладожского моста был начат очень своевременно. Однако, для того чтобы после ввода в конце 2013 года он надежно служил в течение всего межремонтного срока, необходимо обеспечить своевременный текущий ремонт моста. Впрочем, это относится ко всем искусственным автодорожным сооружениям.

Сергей Дмитриев

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789