В рамках Международной выставки «ДорогаЭкспо-2015» состоялось расширенное заседание Общественного совета при Росавтодоре по вопросу обеспечения безопасности дорожного движения.

Общая статистика погибших и травмированных в ДТП на дорогах в России с 2013 года демонстрирует некоторые улучшения в ситуации с безопасностью, но проблема аварийности по-прежнему остается актуальной. Более того, есть мнение, что смертность на дорогах для страны в настоящее время является национальной угрозой. Причин, из-за которых происходят аварии, множество, и трудностей в их устранении не меньше. О проблемах и их возможных решениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения шла речь во время расширенного заседания Общественного совета при Росавтодоре на VI Международной выставке «ДорогаЭкспо - 2015» в Москве.

Как говорят специалисты, основными составляющими элементами дорожного движения являются дорога, человек, транспортное средство и окружающая среда. Все они, так или иначе, влияют и на дорожную безопасность.

Дорога

Как сообщил во время заседания Общественного совета глава Росавтодора Роман Старовойт, по статистике 35-40% ДТП происходит «в условиях недостаточного содержания дорог». Однако он отметил, что не стоит приравнивать эти показатели к авариям из-за плохих дорог. По словам Романа Владимировича, нужно понимать причинно-следственные отношения и не путать понятия «в условиях» и «из-за». Глава Росавтодора акцентировал внимание на том, что непосредственно из-за плохого состояния трассы аварии происходят не так часто. В статистике указываются все случаи, когда были зафиксированы недостаточные условия содержания дорог, даже если они вообще не причем. Сотрудник ГИБДД обязан их указать в протоколе, даже если это нескошенная трава вдоль трассы, а ДТП произошло по вине пьяного водителя.

Тем не менее, дорожные условия при обсуждении безопасности движения оставлять в стороне ни в коем случае нельзя. Дорожники регулярно проводят мероприятия для повышения безопасности трасс. Устанавливаются барьерные ограждения и разделители, дорожные знаки, наносятся шумовые полосы перед пешеходными переходами, разметка, устанавливается наружное освещение и т.д.

Так, по словам руководителя Главного управления дорожного хозяйства Московской области Константина Ляшкевича, комплекс мер на конкретных аварийных участках дорог позволил значительно сократить количество ДТП и количество погибших в происшествиях. По его словам, благодаря принятым решениям, на Волоколамском шоссе количество погибших в ДТП сократилось на 33%, на Старосимферопольском шоссе - на 100%, на Каширском шоссе - на 64%.

Такой же положительный эффект дали установка сигнальных столбиков и освещения на 70 километрах федеральной трассы М-1 «Беларусь» в Смоленской области. Здесь смертность сократилась в два раза — с 58 погибших до 29. Не менее важны, конечно, и состояние дорожного полотна, и ширина проезжей части. В тоже время специалисты отмечают, что на помощь приходят инновации в дорожной отрасли, например тросовое ограждение, современные опоры освещения и другие элементы.

В то же время специалисты в рамках заседания обозначили целый ряд проблем. Основной из них является недостаточное финансирование отрасли, откуда и вытекают последующие трудности. На дорогах страны, особенно на региональных и местных, из-за недофинансирования происходит недоремонт. Из-за отсутствия денег зачастую нет необходимого ограждения, освещения и переходов. И если на содержание средств, может, и хватает, то на ремонт и реконструкцию - уже нет. Кроме того, четверть федеральных трасс, а региональных и того больше, работают с перегрузом и соответственно требуют капремонта, расширения, реконструкции или нового строительства, например, в обход населенных пунктов. Средств на все работы опять же не хватает.

Еще одной проблемой является нормативно-правовое регулирование. В то время, как нормативы по ремонту дорог ушли вперед, нормативы денежных затрат «не торопятся». По словам Старовойта, корректировки в принятые еще в 2007 году документы планировали внести сначала в 2011 году, позже в - в 2014 году. В настоящее время работа в этом направлении активизирована и должна быть закончена в 2016 году. Но к тому, что нужно поменять базу в соотношении «ремонт - денежные затраты» добавилось поручение Президента РФ Владимира Путина об увеличении межремонтных сроков до 12 лет.

Еще одной проблемой обеспечения безопасности является регулирование и контроль «на местах». В некоторых субъектах страны, например в Ингушетии, по итогам проверок, было выявлено чуть ли не полное отсутствие у школ пешеходных переходов, отвечающих современным требованиям. Не меньшей проблемой становятся подъездные дороги, находящиеся на балансе региона или города, где количество ДТП растет, а мер по решению проблем особо никто не принимает.

Все эти трудности, касающиеся самой дороги и влияющие на безопасность дорожного движения, можно решить с помощью достаточного финансирования, разработки и принятия актуальных нормативных документов, своевременного обустройства элементов безопасности и контроля за исполнением. Работа по формирования правовой базы ведется достаточно активная, с финансированием же все несколько сложнее.

В то же время специалисты обращают внимание на то, что необходимо находить решения в условиях ограниченного бюджета, прорабатывать более экономичные варианты, даже творчески подходить к процессу. Кроме того, существуют варианты дохода. Здесь вновь эксперты возвращаются к платности дорог, а именно к взиманию платы за проезд, как по платным трассам, так и по федеральным трассам для грузовиков массой более 12 тонн (система заработает с 15 ноября). Вполне однозначно в этом отношении высказался директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей Школы Экономики Михаил Блинкин. По его словам, «дороги в России - квартира, за которую никто не платит». По его словам, автомобилисты с точки зрения дотаций - вторая группа населения страны после пенсионеров. Но безопасность движения упирается не только в дороги.

Человек

Ключевым звеном в цепочке дорожного движения является человек. Человеческий фактор - широкое понятие, которое предполагает не только ошибку водителя при движении по трассе, повлекшую аварию. Конечно, в первую очередь это касается самих водителей. Водителей, которые способны пьяными ездить за рулем, выходить на опасные обгоны, нарушать скоростной режим и проч. Культуру безопасного поведения на дороге пешехода или водителя нужно прививать с детства, считает заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов. По его словам, с детьми в настоящий момент проводятся различные мероприятия, где им рассказывают о ПДД, проводятся соревнования среди школьников, выпускаются методические пособия, готовятся педагоги. При этом на соревнованиях в Европе по безопасности дорожного движения команда школьников из Татарстана заняла первое место, а второе - из Липецкой области. В тоже время, для подготовки водителей в стране разработаны 16 программ, существуют 31 программа переподготовки и две программы повышения квалификации. Непонятно, почему дети из России лучше всех в Европе знают ПДД, а вот взрослые - нет.

На расширенном заседании при ФДА прозвучал еще один тезис, касающийся человеческого фактора, - «социальная ответственность бизнеса». Специалисты отмечают, что перевозчики зачастую выпускают в рейсы уставших водителей, не придерживаются режима труда и отдыха, не следят за исправностью транспортных средств и т.п. Причем жесткого регулирования на законодательном уровне данной области опять же нет, а того, что есть, недостаточно, полагают эксперты.

Человеческий фактор на дороге в принципе основан на ответственности: на ответственности водителя, выбирающего скорость движения, на ответственности сотрудника ГИБДД, закрывшего глаза на нарушение, на ответственности перевозчика, направившего в рейс уставшего водителя. Причем ответственен каждый не только перед собой, но и перед всем обществом. В этой связи считают, что нужно ужесточить требования к перевозчикам, к автомобилистам-нарушителям, а также воспитывать культуру вождения.

Транспортное средство

Ключевой проблемой относительно транспортных средств является неисправность. По мнению специалистов, обилие страховых компаний, которые готовы выдать «талон техосмотра» даже визуально не обследуя машину, не то чтобы инструментально, усугубило положение дел. Получается, что на дорогах ездят автомобили, техническое состояние которых подвергает опасности окружающих. Каким образом с ними бороться пока что непонятно - запретить проходить техосмотры в частных компаниях не выход из ситуации, а все локальные недобросовестные конторки «отловить» сложно.

Окружающая среда

Вот уж с чем действительно бороться невозможно, так это с погодными условиями. Снег, туман, дождь, слепящее солнце - никуда из природы не денешь, но повлиять на дорожно-транспортную обстановку они способны. В тоже время можно снизить уровень влияния внешних погодных условий на процесс движения, а значит повысить безопасность на дорогах.

В данном случае, положительную роль играют мониторинг метеорологической обстановки, информирование водителей, усиленное дежурство, реагирование, расчистка трасс от снега и наледи, обработка противогололедными материалами проезжей части дороги и тому подобное. В случае с погодой/непогодой опять же многое зависит от самих автомобилистов, их своевременного реагирования на призывы «сменить резину», не выезжать на загородные трассы.

Сейчас Россия находится на 56 месте из 56 европейских стран по уровню безопасности дорожного движения. То есть больше всего смертей на трассах происходит именно в нашей стране. Можно сколько угодно жаловаться на дороги, на отсутствие средств, на погоду - на что угодно, но толку в этом не будет. Необходимо комплексное решение проблем от законодательного уровня до контроля на местах, активные действия в этой области всех структур власти и не только, считают специалисты. В борьбу с аварийностью, помимо властей и дорожников, должны активно вступать и сами участники движения.

Лидия Терехова, «ДорИнфо»


Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789