Накануне открытия четвертого моста через Енисей в Красноярске корреспондент «ДорИнфо» побеседовал с техническим директором ОАО «Трансмост» Борисом Анатольевичем Кецлахом, который руководил разработкой проектно-изыскательной документации на строительство моста.

Накануне открытия четвертого моста через Енисей в Красноярске корреспондент «ДорИнфо» побеседовал с техническим директором ОАО «Трансмост» Борисом Анатольевичем Кецлахом, который руководил разработкой проектно-изыскательной документации на строительство моста.

Компания «Трансмост» выступила генеральным проектировщиком мостового перехода, в который, кроме моста через Енисей, входили две транспортные развязки, восемь путепроводов и подпорные стенки. Специалисты компании проектировали мостовую, дорожную часть и ряд инженерных сетей, также к работе при проектировании части инженерии привлекались и местные организации.

На сегодня работы на мосту находятся в завершающей стадии. Власти города утвердили и представили жителям новые схемы движения, которые начнут действовать после открытия Четвертого мостового перехода. 

Как согласовывался проект с городским трафиком? Влияла ли интенсивность движения транспорта на выбор месторасположения моста?

– Конечно. Когда разрабатывается любой крупный городской проект, рассчитываются трафики с учетом наличия моста и без него. Это была серьезная работа, учитывающая транспортные связи в рамках всего Красноярска, ее выполнял Сибирский государственный университет путей сообщения. Тогда, во время проведения анализа транспортной обстановки в Красноярске, речь шла о строительстве метро, и рассчитывался также траффик с метро и без. Количество полос на мосту как раз и определилось интенсивностью движения транспорта.

Были ли в проекте учтены будущие микрорайоны, которые должны появиться на правом и левом берегах?

– Да, были предусмотрены съезды к новым жилым массивам. На левобережье уже начались работы по строительству второго этапа – продолжению дороги до улицы Копылова длиной два километра с выходами в новые микрорайоны. Сейчас на левом берегу мост имеет только развязку на Дубровинского. Позже трасса будет продлеваться до транзитных магистралей со строительством еще двух развязок. На улице Свердловской (правый берег) развязка выполнена в полном объеме, достраивать ее пока не планируется. На правом берегу предусмотрено строительство новых больших микрорайонов – Тихие Зори и Пашенный. При проектировании подъездов к мосту эти районы были учтены. Здесь же будет построен Ледовый стадион к Универсиаде 2019 года. На другом берегу (левом) будут построены Комбайновый и Николаевский микрорайоны. «Николаевку» уже начали застраивать. Мостовой переход позволит обеспечить транспортную доступность новых районов, развязки и пересечения входят в план второй очереди строительства.

Открытие нового моста через Енисей состоится 27 октября 2015 года. Символичность даты заключается в том, что именно в этот день была заложена памятная капсула в честь начала строительства в 2012 году.

Насколько своевременно появится Четвертый мост?

– В настоящий момент этот объект очень к месту. Мост неспроста называется четвертым. В Красноярске через Енисей полноценных моста всего два – Коммунальный и Октябрьский. Совмещенный железнодорожно-автомобильный мост 777 имеет всего две полосы для движения, находится на выезде из города и не оказывает существенного влияния на транспортное сообщение между берегами. Я нередко бываю в Красноярске и вижу, какие пробки возникают в часы «пик» на мостах и въездах на них. Жители крупных северо-западных микрорайонов вынуждены ехать через Октябрьский и Коммунальный мосты, чтобы попасть на другой берег. Место для этого объекта выбиралось очень тщательно. В генеральном плане развития Красноярска было предусмотрено строительство двух новых мостов через Енисей. Вот один из них уже построен, а второй пока отложили на более далекую перспективу. Во-первых, он должен был располагаться между Октябрьским и Коммунальным мостами и необходимо было строить по сути два моста (с левого берега на остров Татышев и с острова на правый берег). Из-за этого трасса выходила гораздо длиннее. Во-вторых, он планировался как совмещенный мост-метро. Но так как метро в Красноярске еще не строят, строительство моста также отложили.

Новый мост позволит повысить скорость движения транспортных потоков в городе на 25% и разгрузит существующие переправы через Енисей. Строительство моста велось с 2012 года, в нем принимали участие 2200 человек. Стоимость работ по возведению мостового перехода составила почти 12 млрд рублей.

Были ли в проекте применены новые или неожиданные инженерные решения?

– Ну, это все-таки не мост на остров Русский во Владивостоке, который бьет мировые рекорды. Ничего сверхуникального в нем нет, но было достаточно много интересных решений. Например, пролетные строения русловой части моста, выполненные в виде арок с подпругами. Из-за сжатых сроков строительства переправу пришлось строить с двух сторон навстречу друг другу, причем по двум разным технологиям. С правого берега монтажный кран двигался по уже собранному пролетному строению и сверху собирал пролетные балки, во втором – блоки пролетных строений монтировались с земли. Воспользовавшись тем, что на левом берегу незначительные глубины воды, было принято согласованное с природоохранными органами решение об отсыпке более чем двухсотметрового полуостровка в русло Енисея. С него 150-тонным краном монтировали блоки пролетных строений в пролетах 8-10. Это позволило без опозданий, за три с половиной года построить такой серьезный объект. Конечно, на любом крупном объекте всегда возникает достаточное количество внештатных ситуаций, но здесь и мы, и подрядчики их достаточно оперативно решали. Так что срок, который был предусмотрен, был соблюден. Я был на объекте на прошлой неделе - искусственные сооружения и дорожная часть уже построены. На сегодня остались работы по покраске, установке барьерных ограждений, опор освещения, монтажу архитектурно-художественной подсветки. Также до открытия мостового перехода предстоит завершить работы по уборке строительной техники и материалов, благоустройству прилегающих территорий, чтобы ничто не помешала атмосфере праздника.

Как выбирался внешний вид моста?

– Рассматривались варианты, естественно. Их сравнивали и с точки зрения экономических показателей, и с точки зрения внешнего вида. Отдельное внимание было уделено вопросам малых архитектурных форм – конструкциям перил и опор освещения, форме опор и карнизов пролетных строений. Для моста, расположенного в крупном миллионном мегаполисе, предусмотрена архитектурно-художественная подсветка, позволяющая менять цветовую гамму моста в темное время суток в нескольких режимах. Кроме того, совсем рядом расположен железнодорожный мост, надо было сделать так, чтобы они хорошо сочетались.

Общая длина нового моста через Енисей вместе с правобережной эстакадой составляет 1273 м, от берега до берега – 775 м. Мост стоит на 22 опорах и имеет шестиполосную проезжую часть. Суммарная длина развязки на улице Дубровинского составляет 2337 м, на Свердловской – 3159 м.

Какое место среди проектов «Трансмоста» занимает четвертый мост через Енисей?

– Конечно, данный мостовой переход нельзя назвать рядовым. Объекты таких масштабов завершаются один-два в год. Четвертый мост в Красноярске является серьезным объектом не только для «Трансмоста», но и в рамках российского мостостроения. У нас были объекты и крупнее, и значимее, но и данный мост займет свое достойное место. В любом случае мост через такую крупную реку как Енисей, да еще расположенный в одном из крупнейших городов России, является серьезным объектом. Здесь сочетались нормальная грамотная работа заказчика, подрядчика, ну и проектировщика.

Беседовала Алевтина Гринмирис, «ДорИнфо»

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789