«Умная дорога» пока что звучит как минимум непривычно, но не столь фантастично, как может показаться не первый взгляд. Что под этим подразумевается?

В современном мире разговорами об искусственном интеллекте, о роботах, об автоматическом управлении чем-либо уже никого не удивишь. Более того, автоматизированная техника все больше проникает в нашу жизнь в самых разных ее проявлениях. Дорожно-транспортная отрасль - не исключение, здесь также есть, что доверить технике.

«Умная дорога» пока что звучит как минимум непривычно, но не столь фантастично, как может показаться не первый взгляд. Что под этим подразумевается? Как рассказали эксперты во время II Международной конференции «Роль и место интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в сети платных автомобильных дорог РФ. Современные тенденции национального развития» в Санкт-Петербурге, это магистраль беспрепятственного движения, транспортными потоками на которой можно управлять. Водители при этом получают полную информацию о дорожной обстановке. Результат мониторинга, управления, информирования - комфортное безопасное бесперебойное движение транспорта по трассе. То есть, то к чему стремятся дорожники, и чего хотят автомобилисты. Прийти к этому должны помочь интеллектуальные транспортные системы (ИТС), которые уже активно внедряются на российских дорогах, пока что в основном на федеральных трассах, и в большей степени на платных магистралях.

«Интеллект» для бесперебойного движения: закон не успевает за идеей

Как верно подметил гендиректор «Автодор-Инжиниринг» Николай Быстров, пробки на платных магистралях дискредитируют саму идею платных трасс. Автомобилисты платят деньги за комфортный проезд, но при этом стоят в пробках. При этом заторы образуются на пунктах взимания платы (ПВП), и, по словам Быстрова, транспондеры - не решают проблему пробок на ПВП в полной мере. До того, как обладатель транспондера подъедет к своей выделенной полосе и быстрее, чем за наличные деньги, «рассчитается» за проезд, он вместе с остальными будет стоять в заторе.

Для решения проблемы с пробками на ПВП предлагается их попросту убрать. Шлагбаумы на платных трассах можно заменить автоматической системой сбора платы, системой контроля, а также административной ответственностью за неуплату за проезд. Причем внедрять все три составляющие бесперебойного движения стоит одновременно. И здесь вновь придут на помощь ИТС.

Автоматизированная система сбора платы основывается на считывании номерных знаков транспортного средства, данных с бортового устройства, транспондера, а также на системе контроля. Отечественные компании предлагают целый спектр систем, которые способны на большой скорости считывать госномера автомобилей, при этом, по заверению самих компаний, «наклейки» на буквах и цифрах автомобилистам не помогут помешать в их идентификации. Системы считывания номеров уже сейчас установлены на ПВП на платных магистралях, но они способны обеспечить бесперебойное движение только вкупе с автоматическим списыванием средств, контролем и административной ответственностью. Контроль за оплатой при этом можно обеспечить с помощью стационарных систем, так называемых рамок, или с помощью мобильных систем - передвижных.

На платном обходе Одинцова в Московской области до конца текущего года планируют запустить полосу бесперебойного движения в качестве пилота и отработки оборудования, рассказал во время тематической конференции в Петербурге представитель ООО «Капш ТраффикКом Руссия» Владимир Андреев. По его словам, их компания уже обустроила такие полосы в Польше, Беларуси и других странах, сейчас с пилотным проектом выходит и на отечественные дороги. Вместе с тем, Андреев отметил, что внедрение полос бесперебойного движения должно производиться постепенно, поскольку и сами водители должны привыкнуть к такой системе.

IMG_5415.JPG

В тоже время собравшиеся на конференции специалисты неоднократно отмечали, что ключевой проблемой для «демонтажа» шлагбаумов и для внедрения бесперебойного движения по магистралям является отсутствие законодательного понуждения к оплате за проезд. Дело в том, что в настоящий момент в России нет нормативно-правового акта, согласно которому за неоплату проезда по платной трассе взимался бы штраф.

Сейчас работа в этом направлении активно ведется. Так, заместитель председателя правления по правовым вопросам Госкомпании «Автодор» Константин Попов рассказал, что совместно с Министерством транспорта РФ разработана законодательная инициатива, которая предусматривает внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ. Предлагается введение административной ответственности за неоплату за проезд по платным трассам России. Этот закон необходим стране, считают эксперты, поскольку без существования штрафа сложно дальше организовывать бесперебойное движение по платным магистралям. Получается, что пока закон не поспевает за развитием технической мысли.

Мониторинг дорожной ситуации: ИТС для фиксации, информирования и управления

Немаловажной составляющей интеллектуальных транспортных систем являются системы мониторинга дорожной обстановки, которые позволяют в дальнейшем готовить и передавать информацию водителям, а также управлять транспортными потоками. Мониторинг, информирование и управление стоит рассматривать в комплексе, поскольку три процесса взаимосвязаны между собой.

Сам по себе мониторинг предполагает замеры, регулярные наблюдения за погодными условиями, за интенсивностью движения транспорта на различных участках трассы, за дорожным ремонтом, за скоростью потока и прочее. При этом современные системы мониторинга позволяют не только получать данную информацию и в каком-либо виде выдавать водителям, но и прогнозировать дальнейшее развитие событий на том или ином участке трассы.

Мониторинг может производиться с помощью метеорологических станций, камер фото и видеофиксации, датчиков фиксации скорости движущегося транспорта, спутникового наблюдения и других инструментов. В этой отрасли представители отечественных компаний также предлагают новейшие разработки, которые способные «лучше и четче наблюдать».

На основании полученной информации происходит информирование водителей. По словам председателя правления ГК «Автодор» Сергея Кельбаха, водителям нужно передавать информацию и о погоде, и о пробках, и о ДТП, и о дорожных работах, и о достопримечательностях вдоль трассы, и об объектах дорожной инфраструктуры - обо всем, что водителя ждет на его пути.

Сейчас о ситуации на дороге водителей оповещают информационные электронные щиты, которые установлены на федеральных трассах, в частности, на М-4 «Дон», на построенных участках М-11 «Москва - Санкт-Петербург», на Западном Скоростном Диаметре (ЗСД) в Петербурге, на Кольцевой автомобильной дороге (КАД) Петербурга и других. Это очень удобный способ, когда на электронное табло выводятся актуальные на данный момент сведения о ситуации на трассе. Здесь публикуются и предупреждения о заторах, непогоде, указываются участки ремонта, а также выводятся предупреждения или напоминания о скоростном режиме.

IMG_5408.JPG

Стоит отметить, что подобные электронные табло планируют установить на зонах отдыха для водителей. Как с платными парковками, на экране будет отображаться количество свободных мест. При этом автоматизированная система будет считывать не только количество уже остановившихся транспортных средств на площадке для отдыха, но и их вид, поскольку, например, грузовой автомобиль занимает больше места, чем легковушка. Также планируется информирование с помощью мобильных приложений.

ГК «Автодор» запустила радио «Страна», предназначенное для передачи информации водителям. С 14 сентября 2015 года радио начало свое вещание и в fm-диапазоне вдоль подведомственных Госкомпании трасс, а также продолжается онлайн трансляция на сайте радиостанции. Данный вид информирования имеет очень важный плюс по сравнению с другими типами - обратная связь. Создание единой FM-волны для автомобилистов - давняя идея федеральных дорожников. При этом, по словам Кельбаха, по радио водителю должна поступать актуальная именно для него информация, и такое транслирование данных должно присутствовать на всем протяжении маршрута.

В тоже время информирование - процесс, направленный не только на водителей, но и на ответственные за участки дорог компании. Отсутствие хорошо налаженного информационного взаимодействия между владельцами смежных дорог, является проблемой российских реалий, рассказала заместитель гендиректора АНО «Дирекция Московского транспортного узла» Ольга Осокина.

Мониторинг и информирование водителей дают возможность управления транспортными потоками. Фиксация интенсивности движения подсказывает, что на определенном участке трассы существенно снизилась скорость, фото-/видео-мониторинг говорит, что на участке произошло ДТП, системы информирования предупреждают об этом водителей, подсказывают оптимальные варианты объезда, перенастраивают светофоры. Все это происходит в считаные секунды, благодаря ИТС и ее компонентам, уже сейчас действующим на участках федеральных трасс России.

Наиболее известным вариантом управления обстановкой является АСУДД (автоматическая система управления дорожным движением), в состав которой входит и система мониторинга, и «умные» светофоры, и каналы передачи данных и прочее, и о которой говорится давно и много. АСУДД применима не только для трасс, но и для городской среды.

Ложка дегтя

Несмотря на то что, элементы ИТС, связанных с мониторингом, информированием и управлением, представлены наиболее широко и разнообразно на отечественном рынке, а их применение стало уже привычным явлением, и дальнейшие пути развития практически определены, здесь не обходится без своей ложки дегтя.

Во время конференции в Петербурге эксперты отрасли назвали несколько проблем. Во-первых, доступность сотовой связи на трассах России обеспечена не везде по нескольким причинам, во-вторых, необходима интеграция элементов системы - совмещение уже имеющегося с новым без потерь.

Сотовая связь, необходимая для водителей, для информирования, для сообщений о происшествия и так далее, «ловит» не на всех дорогах. Дело в том, что операторам мобильной связи не так выгодно устанавливать «точки доступа» вдали от населенных пунктов. Поэтому законотворцы предлагают на стадии проектирования дороги прорабатывать вопрос обустройства мачт связи. Об этом во время конференции, посвященной ИТС, рассказала зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова. По ее словам, закрепление данной инициативы на законодательном уровне во многом бы облегчило дальнейшее развитие ИТС в целом и сотовой связи в частности на автомобильных дорогах всей страны.

Что касается платных магистралей, которые являются лидерами по внедренным ИТС, то и здесь не все так просто. Трассы строятся в рамках концессионных соглашений или долгосрочных инвестиционных соглашений (ДИС), каждое из которых имеет определенные недостатки с точки зрения регулирования отношений между концессионером и операторами сотовой связи. Об этом рассказал советник гендиректора по правовым и имущественным вопросам ЗАО «Автодор-Телеком» Андрей Андреев.

По его словам, необходимо совершенствовать законодательство относительно аренды земельных участков (например, полос отвода трассы) и недвижимых объектов (матч связи) в концессии и ДИС. Согласно концессионным соглашениям, дорога и земельные участки переданы концессионеру на длительный срок, который при дополнительном соглашении с ГК «Автодор» может сдавать участки в аренду. Но на оформление дополнительных договоренностей требуется время, а условия передачи могут быть невыгодными и для операторов, и для концессионеров.

В тоже время ДИС предполагает взаимодействие операторов напрямую с Госкомпанией, но в данном случае законодательно не решена проблема долгосрочности аренды. И в том, и в другом случае для операторов обустройство сотовой связи может «выйти боком», поэтому для повышения инвестиционной привлекательности, по словам Андреева, необходимо урегулировать вопросы аренды, использования недвижимых объектов на магистралях на законодательном уровне.

Серьезные опасения с одной стороны и надежду с другой у специалистов вызывает интеграция существующих элементов ИТС и новых разработок, а также интеграция существующих на разных уровнях элементов ИТС. Техническая мысль развивается очень быстро, поэтому каждый раз обустраивать все с «чистого листа» невозможно, ИТС должны накапливаться, аккумулироваться на трассах, дополняя и улучшая друг друга. Кроме того, внедренные элементы ИТС должны взаимодействовать друг с другом, передавая информацию.

По мнению специалистов, в идеале должен быть создан «верховный уровень» ИТС, представляющей единую сводную систему накопления статистических и аналитических данных, их обработки со всей сети автомобильных дорог страны. В тоже время проблема интеграции имеется на уровне отдельных технических средств, и в данной отрасли необходима разработка стандартов, положений и регламентов относительно работы центров управления дорожным движением и других элементов ИТС.

Во второй день работы конференции один из ее участников рассказал анекдот:

«Прилетают в Россию инопланетяне, дорожники обращаются к ним с вопросом - как у нас на трассах ИТС повсеместно обустроить? Инопланетяне отвечают: есть два варианта - реалистичный и фантастический. Реалистичный - это если мы сейчас прилетим с другой планеты и всей гурьбой все вам тут сделаем.

А фантастический? - удивились дорожники.

А фантастический - это если вы сами все сделаете! - ответили зеленые человечки».

Слушая доклады специалистов, осматривая достижения компаний в сфере интеллектуальных транспортных систем, проезжая по магистралям страны, а также обращаясь к планам дорожников, и правда думаешь, что фантастический вариант становится все более реальным. Хотя ждать «зеленых человечков» можно долго, а вот проблем в дорожной отрасли, которые нужно решать сейчас, предостаточно. Сроки реализации всех планов по созданию «умной дороги» с роботами-управленцами и контролерами, наверное, сложно определить. Неоднократно на конференции прозвучала «контрольная дата» - 2050 год, на который ориентируется в данном вопросе Европа. К какому сроку должна стремиться наша страна, специалисты на конференции уверенно так и не сказали.

Лидия Терехова, 

фото «ДорИнфо»


Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789