За день нам предстояло преодолеть 700 км по трассе Р-243, и все, что было нам известно об этой дороге, не предвещало легкой прогулки.

Утро второго дня автопробега недвусмысленно пыталось вызвать у экипажа ностальгию по оставленному позади днем ранее Санкт-Петербургу. Небо над Ярославлем хмурилось не хуже чем в северной столице, а мелкий дождик заставил достать одежду потеплее и слегка растянуть во времени утренний кофе.

За день нам предстояло преодолеть 700 км по трассе Р-243, и все, что было нам известно об этой дороге, не предвещало легкой прогулки. Почти во всех отзывах использовать «северный маршрут» категорически не рекомендовалось. Ехать на Урал и даже в Киров, по мнению отписавшихся в сети автомобилистов, куда спокойнее через Москву по трассе М-7 «Волга» Но не будем забегать вперед. В качестве небольшой разминки перед «броском» на Киров выступило боковое ответвление хорошо нам известной и весьма недурной по своему состоянию трассы М-8 «Холмогоры», соединяющее Ярославль с Костромой. Презрев опасности грозящего участникам автопробега гастрита, мы в очередной раз перекусили хот-догами на первой попавшейся заправке, залили полный бак бензина и выдвинулись в сторону Костромы.

По сравнению с основной частью федеральной трассы М-8, соединяющей Москву и Архангельск, подход к Костроме вызывает легкое ощущение некоторой запущенности. Ощущение это исключительно субъективное и вызвано скорее не реальным состоянием трассы (полотно на всем протяжении подхода находится в нормативном состоянии), а прилегающей территорией и инфраструктурой. Характерная черта этой местности – разбитые выезды с автозаправок. Не ясно, с чем это связано, но пробить колесо можно покидая даже фирменную АЗС международной сети. Движение здесь не то чтобы интенсивное, но на открытом переезде пришлось постоять в небольшой пробке. Обгоны на трассе простые и безопасные, либо на участках с двумя попутными полосами, либо на прямых, где видимость достигает нескольких километров.

Кострома начинается внезапно и также внезапно заканчивается. Трасса проходит через город, но остановка здесь не входит в наши планы. Напуганные отзывами о трассе на Киров мы стараемся преодолеть как можно большее расстояние при свете дня. Проблемы начинаются постепенно, несколько населенных пунктов за Костромой, и трасса окончательно оказывается зажатой между стенами желто-красного осеннего леса. Красиво, однако, наслаждаться этой красотой мешает состояние асфальта. Возможно, наш экипаж был излишне расслаблен передвижением по идеальным трассам «Кола» и «Холмогоры», но асфальт на Р-243 вызвал удивление. Местами он представляет собой сплошную череду заделанных ям и трещин, что само по себе не так уж плохо, даже такое полотно позволяет уверенно держать оптимальные для дальних пробегов по трассе 110 км/ч. Но вот местами проблемы куда более серьезны – на тряску от последствий ямочного ремонта накладывается мощная раскачка вызванная изменением профиля дороги. Асфальтовые волны имеют очень малую амплитуду, начинаются внезапно и также внезапно кончаются. На мокрой дороге, в случае необходимости резко вернуться в полосу на обгоне, водитель рискует отправиться в кювет с легкостью неописуемой. Таким образом, при недостаточном опыте вождения, ночью и в плохую погоду, безопасная скорость движения по этой трассе составит 60-70 км/ч.

Частично объяснить такое состояние дороги можно ее загруженностью – и встречный и попутный транспорт явление здесь не частое. При такой загрузке отсутствие откровенных ям (а их, несмотря на все сказанное выше, здесь нам встретить не удалось) вполне достаточное условие для выбора именно этого маршрута. В этом-то и главный плюс трассы – стоять в пробках, как это бывает на федеральной трассе М-7 «Волга», не приходится.

Здесь же нам пришлось вспоминать правила северных маршрутов – пропускать заправки не стоит. Неизвестно, когда доведется заправиться в следующий раз. С той же частотой, что и заправки, попадаются и объекты придорожного сервиса – пообедать на трассе можно в двух-трех местах, выбирать которые стоит, как обычно, по скоплению дальнобойщиков. Эти люди знают любую трассу, как свои пять пальцев, и точно не будут есть там, где можно отравиться.

Через некоторое время «пилотирования» по волнам и асфальтовым надолбам трассы Р-243, вырабатывается некоторая терпимость к ее состоянию. 200 километров, и страшилки из интернета уже не кажутся столь правдивыми. Не очень приятно, но ехать можно, причем на любых автомобилях. Подтверждением стала попутная «Ока» с Кировскими номерами. Более того, с момента пересечения административной границы Кировской области качество дороги с каждым километром становится все лучше и лучше. За 200 километров до самого Кирова дорога и вовсе позволяет без напряжения держать 120 км/ч на круиз-контроле. Но недолго. Растет здесь и плотность движения. Последние 80 км до города плотный поток легковушек и грузовиков на фоне очень длинных зон запрета обгона. На Вятке свои порядки, говорят здесь. Относительно трассы это выражено в очень странном расположении знаков – запрет обгона может быть установлен на хорошо просматриваемом участке, а его отмена прямо перед закрытым поворотом или высокой горкой. И такая ситуация здесь – скорее правило, чем исключение. Заметить это очень важно днем. Выход на обгон в темноте по этим знакам может привести к трагедии.

Киров встречает нас так же, как провожал Ярославль – дождем и ветром. Навигатор безошибочно выводит к заранее забронированному отелю, и усталый, но довольный преодолением сложного маршрута, экипаж отходит ко сну. Впереди новый день и вторая часть трассы Р-243 от столицы Вятской земли до культурной столицы Урала – Перми.

Алексей Ботев 

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789