До того, как новые дороги, тоннели и мосты станут органичной частью транспортной сети города, они должны найти воплощение в его генеральном плане.

До того, как новые дороги, тоннели и мосты станут органичной частью транспортной сети города, они должны найти воплощение в его генеральном плане. В 2014 году власти Владивостока решили внести изменения в уже существующий генплан. Разработать концепцию о внесении изменений доверили одному из ведущих проектных институтов России - ОАО «РосНИПИУрбанистики». «Транспортную» часть проекта взяло на себя ООО "Лаборатория градопланирования" (Санкт-Петербург), созданная в 2011 году для воплощения новых идей в проектировании и пространственном развитии российских городов. Компания уже неоднократно разрабатывала комплексные транспортные схемы, транспортные разделы схем территориального планирования, генеральных планов и проектов планировок для городов по всей России.

«Развитие транспортной системы Владивостока в качестве опорной для транспортной системы юга Приморья», - так сформулирована одна из основных целей новой концепции. Однако прежде чем достичь этой цели, необходимо решить ряд насущных для автомобилистов Владивостока проблем.

Анализ транспортной ситуации в городе, проведенный экспертами Лаборатории, только подтвердил то, что пальма первенства среди городов России по уровню автомобилизации принадлежит Владивостоку: 44% местных жителей имеют свой автомобиль. Столько же процентов жителей пользуются общественным транспортом, чего явно недостаточно. Вкупе с нерегулируемой парковкой и отсутствием альтернативных путей между городскими районами все это привело к высокой загруженности дорог. Специалисты вычислили, что чаще всего водители стоят в пробках на Гоголевской развязке, Луговой площади, кольце на 3-ей Рабочей, Рудневском мосту, улицах Фадеева и Борисенко. Ситуацию усугубляет и непрерывный поток большегрузов, следующих через исторический центр Владивостока к морскому порту.

В итоге Владивосток стал настоящим вызовом для сотрудников "Лаборатории градопланирования". Как исследователи приняли этот вызов, что поможет улучшить транспортную ситуацию в городе, и как инициатива чиновников связана с новой эпохой градостроительства, корреспонденту «ДорИнфо» рассказал генеральный директор ООО "Лаборатория градопланирования" Михаил Петрович.

- Михаил Любомирович, почему власти Владивостока задумались об изменениях в генплане?

- Администрация Владивостока решила переосмыслить генеральный план городского округа, и эта тенденция наблюдается во многих регионах России. Это связано с новым периодом градостроительства, который начался в 2008 году.

После того, как люди переосмыслили советские градостроительные нормы и правила, начала складываться новая система, главной чертой которой стало вовлечение в процесс градостроительства муниципалитетов. Они «воспряли духом», благодаря чему появилось более 100 генпланов. Почему же затем пошло их переосмысление? Во-первых, в прошлом десятилетии их делали «на вырост» численности населения и инфраструктуры городов. Во-вторых, пришло понимание того, что нельзя рассматривать транспортную сеть города в отрыве от его агломерации. В-третьих, после кризиса 2008 года инвесторы стали «тоньше», и теперь стараются обеспечивать комфортную среду проживания на малых территориях за небольшие деньги.

И главное – в процессе глобализации города все чаще работают с транснациональными корпорациями. К Владивостоку есть большой интерес, как к контактному международному центру. Там началось переосмысление «себя в мире», чего не было 10 лет назад. Но это переосмысление должно быть записано в стратегическом плане и принято гражданским обществом.

- Итак, какие же решения были предложены "Лабораторией градопланирования", чтобы избавиться от транспортных проблем Владивостока?

- В отношении Владивостока нужно принимать тонкие решения в упорядочивании улично-дорожной сети, построении дополнительных магистралей и развитии транспортных узлов. Одним из решений, например, была увязка внутригородских электричек типа S-Bahn с развитием деловых центров. Что же касается автодорожной сети, то основная проблема в том, что во Владивостоке не систематизированы знания о ней. Там нет центра транспортного планирования. Это напоминает пациентов, которые приходят к врачу без анализов и говорят: «Лечите меня!». Поэтому, в первую очередь, необходимо было решить организационную, институциональную проблему и провести мониторинг города. Это недорогое предложение, не строительство удивительных тоннелей. И относится эта проблема ко многим городам.

- Получается, вы помогли Владивостоку себя узнать?

- Да, мы провели исследование, включающее обследование проблемных узлов города, транспортное районирование и натурное обследование транспортных потоков, в котором нам помогли сотрудники ГИБДД. Наши специалисты зафиксировали движение пассажиров и транспортных средств на главных пересечениях города, чтобы выявить наиболее загруженные и требующие «доработки» участки магистралей.

Все это позволило предложить дополнительные связи между районами и новые пути непрерывного движения. Кроме того, мы предложили реорганизацию проблемных узлов и перекрестков, а также проект зонирования города в зависимости от механизма регулирования парковки. Захламление крайних полос движения сильно снижает пропускную способность дорог Владивостока.

- Ученый из Высшей школы экономики Михаил Блинкин назвал бесплатные парковки непозволительной роскошью для жителей Казани. К Владивостоку это тоже относится?

- Важно понимать, что платная парковка – это не панацея, а локальное решение. Нужно четко знать, что мы хотим от них. Если мы хотим максимально использовать пространство, это применимо для центра города. Или наоборот – чтобы вообще никто не оставлял автомобили в центре, а люди ездили на общественном транспорте. Но тогда должен быть резерв у общественного транспорта, как было в Лондоне. Нельзя просто сказать: «давайте организуем платную парковку». Что касается Казани, то там просто есть несколько «болевых точек», и все. Во Владивостоке таких болевых точек больше.

- Сложно представить, как жители Владивостока пересядут на общественный транспорт.

- Сложно. Вот здесь как раз и нужно гражданское общество, которое берет на себя функции упорядочивания. Когда люди начинают договариваться и разумно пользоваться парковочным местом, появляются такие пространственные резервы, какие не может вообразить самый умный генпланист.

- Но обществу нужна некая схема от специалистов, которая позволит, может быть, даже выработать разумный подход.

- Муниципалитет должен утвердить правила благоустройства и парковки. Но если они не будут приняты на уровне местных жителей, то все будет бесполезно. Жесткие волевые решения, как платная парковка в центре, обычно проходят с трудом.

-Что вы думаете о роли будущей ВКАД в разгрузке дорог Владивостока? Будет ли она успешно функционировать?

- Мы включили ВКАД в генплан, но у меня сейчас все больше и больше сомнений. Как кольцевая магистраль, она нужна в целом вокруг города, а не внутри. И я бы еще подумал над этой концепцией. В принципе, подобные магистрали вокруг центра города всегда полезны, так как улучшают деловую активность и перераспределяют подходы к деловым центрам. Как грузовая, по моему мнению, ВКАД уже не настолько актуальна. Она скорее нужна как элемент делового центра.

Что поможет снизить загруженность дорог Владивостока: мнение экспертов

Улучшить транспортную ситуацию в городе сотрудники "Лаборатории градопланирования" предлагают несколькими ключевыми способами. Во-первых, снижение заторов на улицах Владивостока неосуществимо без развития системы общественного транспорта. В идеале доля пассажиров, пользующихся общественным транспортом вместо личного, должна вырасти с 44 до 70%.

Исключительная роль отводится парковочной политике. Здесь эксперты предлагают реализацию пилотного проекта платной парковки в деловом ядре города. Зона такой парковки будет ограничена улицами Светланской, Пограничной, Алеутской, Фонтанной, Семеновской и Океанским проспектом. Платной парковки не избежит и исторический центр. В остальных районах города предлагается проводить комплексную транспортную политику и вести строительство внеуличных автостоянок.

Что же касается улично-дорожной сети города, то здесь сотрудники "Лаборатории градопланирования" остановились на следующих решениях:

  1. Строительство тоннеля под бухтой Золотой Рог между районом Эгершельд и улицей Калинина в районе бухты Диомид. Этот объект выведет грузовики, движущиеся к морскому порту, из центра города.
  2. Строительство магистрали через Монастырскую сопку, которая станет частью грузового обхода центра города. Кроме того, дорога свяжет район Чуркин с трассой «Седанка – бухта Патрокл». 
  3. Организация ближнего транспортного обхода центра города по направлению «Светланская улица - тоннель - «Гоголевская» транспортная развязка - кольцо «Инструментальный завод» (тоннель под кольцом) - проспект Острякова - проектируемый деловой центр города в районе Первой Речки («Сити»)
  4. Организация еще одного транспортного обхода по новому направлению: район Бухта Тихая (Сахалинская улица) - район Зеленый Угол - Рудневский мост (реконструкция) - Выселковая улица - Русская улица.
  5. Реконструкция Луговой площади. Изменение светофорного регулирования, запрет парковки и дополнительные возможности маневрирования на подходах к площади должны серьезно упростить схему движения в этом напряженном транспортном узле.
  6. Создание основной магистрали в будущем деловом центре «Сити», которая свяжет новый район с побережьем Уссурийского залива. Дорога пройдет аналогично существующей трассе «Дальхимпром» - Щитовая.
  7. Строительство «третьей транспортной связи» на полуострове Муравьева-Амурского. Она пройдет по центральной части полуострова от бухты Золотой Рог до города Артема.
  8. Строительство участка трассы «Владивосток - Находка» от поселка Трудового через район «Солнечная долина».

Таким образом, перспективные развязки и дороги должны обеспечить надежную связь между существующими и проектируемыми районами города, а также вывести большегрузы с центральных улиц и плотно застроенных территорий.

До того, как заказчик – то есть администрация Владивостока – примет концепцию внесения изменений в генплан, этой концепции предстоит пройти общественные обсуждения и обсуждения на круглых столах. Затем, если проект утвердят, на его основе разработают новый генеральный план. И возможно, в ближайшем будущем местным автомобилистам откроется совершенно новый Владивосток.

Юлия Нуртдинова, «ДорИнфо»

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789