В интервью порталу «ДорИнфо» замминистра транспорта полуострова рассказал о состоянии дорожной инфраструктуры Крыма и планах по ее модернизации.

Уже почти как полгода экс-начальник Кольцевой дороги Петербурга Вячеслав Петушенко занимается дорожными проблемами Крыма. В сентябре 2014 года руководитель ФКУ «Дирекция по строительству транспортного обхода «Санкт-Петербург» был назначен заместителем министра транспорта полуострова

В интервью порталу «ДорИнфо» Вячеслав Петрович рассказал о состоянии дорожной инфраструктуры Крыма и планах по ее модернизации.

С помощью ФЦП и не только

- Вячеслав Петрович, сколько крымских дорог находится в подчинении регионального Минтранса? И как бы вы оценили их состояние?

- Дорожная сеть республики Крым состоит из 6 266 км региональных и межмуниципальных и 8 500 км муниципальных дорог. В ведении Министерства транспорта Крыма находится 6 266 км. Из них, если пользоваться старой терминологией, общенациональных 1 200 км (по классификации Росавтодора их можно отнести к федеральным дорогам – ред.), остальные – категорией ниже. Также у нас около 400 искусственных сооружений общей протяженностью около 8 000 м. Город федерального подчинения – Севастополь – в нашу зону ответственности не входит.

В прошлом году мы проводили диагностику, и, по оценке специалистов, 90% автодорог не соответствуют техническим требованиям, предъявляемым к ним. Они нуждаются в ремонте, капремонте и реконструкции. За последние 30 лет построенные дороги в Крыму можно по пальцам пересчитать. В период нахождения полуострова в составе Украины там практически только дыры латали. Новых дорог проложили всего километров 60.

- На дороги Крыма по ФЦП до 2020 года планируется выделить 115 млрд рублей. Это немалые деньги. На что планируется их потратить?

- Деньги по ФЦП (Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года» - ред.) предусмотрены на основные магистрали Крыма, включая подход к Керченскому мосту. На него необходимо 5,68 млрд рублей. Остальные средства пойдут на реконструкцию существующих дорог. В первую очередь, на самую основную трассу, которая раньше не имела такого стратегического значения, потому что порт в Керчи практически не работал, все ехали через Украину, - это дорога Керчь – Феодосия – Белогорск – Симферополь - Севастополь. Также требуют модернизации трассы на Алушту, Ялту, Евпаторию, южный берег Крыма и в сторону Украины.

- Из каких источников финансирования сформирован бюджет Минтранса республики на 2015 год?

- По ФЦП у нас запланировано 5,9 млрд рублей. Плюс из бюджета республики Крым выделено чуть больше четырех миллиардов (4,185 млрд рублей). И остались с прошлого года неосвоенные межбюджетные трансферты Росавтодора на сумму 1,197 млрд рублей.

Крымское почти кольцо

- Расскажите о крупных объектах строительства и капремонта, запланированных на 2015 год.

- В 2015 году одна из самых главных задач – это строительство обхода Симферополя. На это уйдет чуть более трех миллиардов рублей. Могу сказать, что весь транспорт, который идет со стороны Керчи и со стороны Украины, проходит через Симферополь. Объездная дорога не достроена. К 1 июня планируем восстановить разрушенный участок, где произошла трагедия в прошлом году. Также перед нами стоит задача в этом году открыть движение на участке объездной дороги, соединяющем трассу на Севастополь. И тогда все основные магистрали Крыма будут объединены. Не в кольцевую, конечно, как в Санкт-Петербурге, но и не в этом задача. Получится на три четверти замкнутое кольцо. Это позволит снять нагрузку с дорог столицы Крыма.

Ко всему прочему в 2015 году нам необходимо отремонтировать порядка 200 км дорог. На это выделено 2 млрд рублей. Сейчас готовим документацию по 44-ФЗ для выбора подрядчиков. Конкурсы объявим в марте.

Также в этом году начнем проектирование по основным магистралям из ФЦП. Это подход к Керченскому мосту, трасса «Таврида» Керчь – Симферополь - Севастополь, ЮБК (Южный берег Крыма), Евпатория - Саки.

- А сколько выделено на содержание дорог?

- На содержание всех региональных дорог – напомню, это 6 266 км, - выделено 800 млн рублей. Сумма, конечно, катастрофически малая и недостаточная. Необходимо, как минимум, хотя бы в два раза больше. В прошлом году на содержание и текущий ремонт мы запрашивали 15 млрд рублей. Выделили нам 4,185 млрд рублей.

Надо понимать, что дорожная сеть Крыма очень сложна. Деньги в нее не вкладывали. Она находится в крайне критическом состоянии. Транспортные потоки поменялись. Если раньше основной трафик шел через Украину, то сейчас он движется со стороны Керчи. Грузы везли железнодорожным путем – теперь через пролив на пароме, потом автомобильным транспортом. Для нас ситуация крайне напряженная. Нагрузка на трассы возросла в разы. В районе порта дорожная сеть просто уничтожена.

- Но в то же время в конце прошлого года федеральные чиновники говорили о том, что миллионы выделенных денег дорожники в Крыму не освоили. Не повторится ли ситуация и в этом году?

- Да, ради справедливости стоит сказать, что дорожная отрасль Крыма оказалась не готова «переварить» даже те деньги, которые были выделены в 2014 году. А это около трех миллиардов рублей. Освоение, к сожалению, составило 60%. Получилось довольно серьезное невыполнение. И первая причина в изменении схемы логистики доставки битума на полуостров. Раньше все шло через материк, теперь – через переправу. А там простои, шторма, огромное количество грузов и так далее. К этому мы оказались не готовы.

Кроме того, подрядчики к таким объемам работы тоже были не готовы. За три-четыре года здесь не делалось столько, сколько надо было выполнить за четыре месяца. Техническая оснащенность, в принципе, неплохая. Но, к примеру, асфальтобетонные заводы находятся в неудовлетворительном состоянии, профессионализм некоторых работников тоже оставляет желать лучшего. К возросшим требованиям подрядчики привыкали довольно сложно.

Но уже видно, что они стремятся повышать качество работы и улучшать технологии. Поэтому надеемся, что намеченные работы будут выполнены, а деньги освоены. Но одна серьезная проблема остается – изменение логистики доставки материалов. Теперь и инертные материалы приходится возить не с Украины и не через нее, а со стороны России. А это морские поставки, к которым мы еще не привыкли. Это ведет и к удорожанию материала, и к потере времени. Но самое сложное – прорабатывать, изучать и применять пути доставки материалов.

Подряд для Керченского моста

- Недавно стало известно о выборе генподрядчика строительства Керченского моста. Какова роль регионального ведомства в этой масштабной стройке?

- Наша роль огромна. Порядка двух километров сооружения пройдет по территории полуострова Крым. И от того, как мы выстроим взаимодействие с заказчиком и подрядчиком моста, будет очень многое зависеть. Мы постепенно подключаемся к этой работе. С нашей стороны строительно-монтажные работы пока не начались. Но мы уже несколько месяцев занимаемся проработкой различных вариантов по организации строительных площадок, схем и путей доставки необходимых материалов. Керчь ведь еще и археологический памятник. Там работать будет сложно.

- В качестве субподрядчиков при строительстве Керченского моста могут привлечь крымские предприятия. Есть ли на полуострове такие компании, которые смогли бы поучаствовать в этом масштабном проекте?

- Есть, конечно. Но дай бог, чтоб они освоили запланированный на этот год дорожный бюджет республики Крым. Впрочем, строительство подходов к мосту намечено на следующий год. Так что, наверное, в нем будут участвовать и местные подрядчики. Хотя своих мостовиков в Крыму, к сожалению, нет. Дорожники должны подтянуться. Но им надо много поработать, чтобы соответствовать тем требованиям, которые предъявляют к возведению таких объектов.

- Не разбежались ли подрядчики после того, как Крым вошел в состав России?

- Наоборот – подрядчики не ушли, а пришли. Денег на дороги тогда ведь выделялось в несколько раз меньше по сравнению даже с бюджетом этого года. На самом деле, был тут всего один серьезный подрядчик, который и остался. Но приходят новые. Много приехало подрядчиков с людьми и техникой с территории Украины, где сейчас идут боевые действия. Например, из Донецкой области.

- Есть ли отличия в технологиях ремонта и строительства дорог в Крыму и Санкт-Петербурге?

- Серьёзных различий в технологиях нет. Разве что в Крыму теплее. Да и другие геологические условия: нет каменных материалов, песка, все привозное. Поэтому в большей степени для устройства основания применяются местные осадочные горные породы.

Марина Костюкевич, «ДорИнфо»

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789