Дорожная отрасль Беларуси, Казахстана и России в новом 2015 году будет жить по общим правилам. Что за правила, и как они повлияют на работу дорожников, читайте в материале «ДорИнфо».

Технической революцией называют эксперты вступление в силу с 15 февраля 2015 года Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». С этого дня дорожная отрасль Беларуси, Казахстана и России будет жить по общим правилам. Главным ориентиром для деятельности отрасли в трёх странах станут межгосударственные стандарты.

Как нормативные изменения отразятся на работе, специалисты обсудили 18-19 декабря на конференции «Техническое регулирование в дорожном хозяйстве» в Санкт-Петербурге.

Без цифр

Среди всех других отраслевых нормативных документов Техрегламент Таможенного союза (ТС) «Безопасность автомобильных дорог» с февраля нового года займет главенствующее место. Нацстандарты, своды правил, методические документы стран потеряют свой приоритет. Техрегламент устанавливает минимально необходимые требования безопасности к автодорогам «и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям».

IMG_0069.JPG

Под действие документа подпадают «вновь строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые автодороги общего пользования и дорожные сооружения на них, включая элементы обустройства (для объектов дорожного и придорожного сервиса регулируется только их расположение), а также связанные с ними процессы проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автодорог и дорожных сооружений и применяемые дорожно-строительные материалы и изделия».

При этом Техрегламент не относится к: автодорогам промышленных, строительных, лесных и иных производственных предприятий; дорогам, предназначенным для временного пользования; дорогам, расположенным в специальных зонах отчуждения и сооружаемым для нужд обороны и исключительно в спортивных целях, а также к улицам населенных пунктов.

IMG_0019.JPG

IMG_0034.JPG

Сам документ построен в пока непопулярной среди отечественных документов форме: в нем практически нет никаких конкретных цифр.

«Когда мы начали разрабатывать Техрегламент, то поняли: если начнем вносить все требования в виде конкретных показателей, то наш документ получится не меньше чем на полторы тысячи страниц. Мы пошли по другому принципу. В Европе он называется директивой нового подхода. Суть его в том, что основные положения о безопасности прописываются в виде существенных требований, которые реализуются через связанные с Техрегламентом стандарты, где и прописаны конкретные показатели», - рассказал генеральный директор АНО «НИИТСК» Евгений Симчук.

Специалист отметил, что некоторые термины в Техрегламенте впервые получили свое официальное определение. В частности, это касается понятия «жизненного цикла». Также впервые в нормативном документе прописано то, что допускается содержать дороги под снежным накатом.

IMG_0041.JPG

IMG_0071.JPG

Стандарты для конкретики

Требования Техрегламента Таможенного союза конкретизирует 171 межгосударственный стандарт. 

IMG_0050.JPG

«Если производитель выполняет условия тех стандартов, которые взаимосвязаны с Техрегламентом, то считается, что он автоматически выполняет и требования Техрегламента», - обратил внимание участников конференции на презумпцию соответствия, прописанную в четвертой статье документа ТС, Евгений Симчук.

Стандарты применяются на добровольной основе. Но если, к примеру, материал изготовлен не по ГОСТу, то производителю придется доказать, что он соответствует требованиям Техрегламента. А это, по словам Евгения Симчука, будет сделать весьма непросто.

Стандарты находятся в разной степени готовности. Но большинство из них начнёт действовать уже с 15 февраля 2015 года. При их разработке учитывались нормы Беларуси, Казахстана и России, а также накопленный передовой опыт стран Европы и США.

За каждой из стран ТС закрепили разработку тех или иных стандартов. Так, Россия отвечает за 152 ГОСТа. Из них 89 уже приняты, 54 включены в перечень на принятие, 9 готовятся к принятию. За Беларусью закреплены 8 стандартов, которые уже приняты. И 11 стандартов разрабатывает Казахстан: документы прошли только стадию рассмотрения.

«Уже приняты 34 Техрегламента Таможенного союза. И принятие каждого из них, можно сказать, шок для той или иной отрасли. Сложности возникают и по причине разного уровня развития промышленности трёх стран. Неоднократно сталкиваемся: то, что российская промышленность может выполнить, наши коллеги из других стран выполнить не в состоянии. Бывает и наоборот. Особенно это касается Беларуси, где достаточно высокий уровень организации производственной деятельности. Поэтому иногда требования в рамках ТС приходится снижать», - сообщил заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Александр Зажигалкин.

IMG_0108.JPG

Специалисты дорожной отрасли отметили огромную работу, которую проделали представители трех стран, и которую еще предстоит проделать. При этом эксперты не скрывают, что по многим стандартам велись горячие дискуссии и споры. У каждой страны свои правила и нормативы, которые порой очень сильно отличаются друг от друга. По некоторым стандартам от специалистов приходило до 300 замечаний. И все их надо было учесть.

«Только вдумайтесь: по некоторым вопросам внутри страны мы не можем договориться десятилетиями, здесь же за два года в рамках трех государств мы договорились по 171 стандарту. Да мы десять лет назад максимум пять стандартов в год делали — а тут 171! Это настолько великое достижение, что я перед всеми, кто принимал участие, снимаю шляпу», - не скрывал восторженных эмоций генеральный директор ООО «Автодор Инжиринг» Николай Быстров.

IMG_0021.JPG

Были моменты, когда казалось, что договориться просто невозможно, но все-таки в итоге приходили к согласию, напомнил Быстров. Нередки были и вызывающие улыбку ситуации. «Когда мы обсуждали стандарты по дорожным знакам в Минске, то коллеги из Казахстана очень обрадовались, найдя в Беларуси знак, которого у них нет, - про предупреждение о всадниках на дороге», - рассказал Быстров.

В то же время Александр Зажигалкин подчеркнул, что из всех вступивших в силу Техрегламентов, дорожный регламент вызвал наименьшее количество вопросов и проблем при подготовке и принятии.

Никакого лоббирования

Стандарты разделены на несколько групп: изыскания, проектирование, строительство и эксплуатация автодорог, дорожно-строительные материалы и изделия, оценка соответствия. Причем, некоторые требования в ГОСТах закреплены впервые. Так, появились стандарты по изысканиям автодорог. Прописаны требования по проектированию тоннелей, геометрических параметров велосипедных и пешеходных дорожек, методов измерения геометрических параметров автодорог.

IMG_0101.JPG

IMG_0112.JPG

Устанавливаются технические требования и методы контроля цветных покрытий противоскольжения, измерения ровности, противоослепляющих экранов, дорожных зеркал, знаков переменной информации.

Весьма важные изменения ожидают производителей материала. К примеру, для испытаний песка и щебня потребуется ранее не применяемое в РФ испытательное оборудование и средства измерений. К примеру, набор сит с квадратной формой ячеек по ISO 3310-1, ISO 3310-2 (для определения гранулометрического состава и подготовки проб к испытаниям).

В стандартах есть требования как одинаковые для всех участников ТС, так и дополнительные, из которых каждая из стран может выбрать наиболее себе подходящие. Среди последних стандарты на битумы, дорожную разметку, эксплуатационное состояние дорог и т. п.

IMG_0377.JPG

IMG_0413.JPG

Эксперты заверяют, что новые ГОСТы призваны минимизировать лоббирование производителей своей продукции. В этой связи Николай Быстров напомнил собравшимся дорожникам ситуацию, произошедшую с барьерным ограждением несколько лет назад. Тогда специалисты Федерального дорожного агентства обнаружили, что в принятом в 2012 году ГОСТе, который вышел без согласования с Росавтодором, резко выросла материалоемкость установки барьерного ограждения на дорогах. Те, кто из экспертов бывал за границей, указывали на то, что за рубежом на дорогах с аналогичными показателями устанавливают гораздо менее материалоемкие ограждения.

В итоге Росавтодор начал прорабатывать вопрос применения иных типов барьерного ограждения. В частности, упор сделали на тросовый вариант. И вот при очередном обсуждении такого типа ограждения совместно с коллегами из Европейской дорожной федерацией одна участница начала рассказывать о том, как же все-таки небезопасно тросовое ограждение и что на западе от него вот-вот откажутся. Однако никакой статистики, ни другой подтверждающей ее слова информации спикер не привела. Позже выяснилось, что она представляла компанию по производству традиционного металлического ограждения.

Вопросы пока без ответа

Доклады о грядущих изменениях в техническом регулировании дорожной отрасли вызвали, без всякого преувеличения, колоссальный интерес среди участников конференции — подрядчиков, производителей, проектировщиков. От желающих выступить или уточнить те или иные моменты у организаторов отбоя не было на протяжении всех двух дней.

IMG_0116.JPG

IMG_0169.JPG

IMG_0255.JPG

Много вопросов вызвали изменения в части аккредитации испытательных лабораторий, форм подтверждения соответствий (декларирование соответствия и обязательная сертификация). Оказывается, что все документы по оценке соответствия в отношении материалов и изделий, выданные до вступления в силу Техрегламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее, чем до 1 сентября 2016 года.

Участники засыпали спикеров уточнениями: что делать с уже подписанными контрактами, действительны ли будут переходящие проекты? Однозначных ответов на эти вопросы пока нет.

IMG_0669.JPG

Ко всем действующим контрактам, скорее всего, придется заключать дополнительные соглашения с учетом новых нормативов. При этом вся проектная документация, которая была разработана и утверждена до вступления в силу Техрегламента, не подлежит изменению. А вот, как быть с проектами, которые уже готовы, но будут отправлены на экспертизу, к примеру, в марте, пока неясно. Николай Быстров заверил, что все противоречия и пробелы будут решены.

Конференция показала, что вопросов у специалистов гораздо больше, чем ответов у разработчиков межгосударственных стандартов.

IMG_0157.JPG

IMG_0162.JPG

«Новая система имеет противоречия, в том числе, потому что сталкивается с теми недоделками национальной системы, которые возникли за последние 30 лет. Однако верить в то, что за один день всё разрешится, и все проблемы исчезнут, напрасно. Для того чтобы снять все противоречия, надо собираться, обсуждать и работать над их устранением. Это борьба за достойную нормативную базу в дорожной отрасли. Но уже со вступлением Техрегламента в силу проблем станет меньше», - отметил гендиректор ООО «Автодор Инжиринг».

Сейчас дорожники пока в недоумении: до принятия новых стандартов остается слишком мало времени и далеко не все специалисты в курсе грядущих глобальных изменений. Николай Быстров по этому поводу настроен весьма категорично.

«Значительная часть профессионального сообщества, к сожалению, не поняла актуальность и важность того, что сейчас происходит. Многие отнеслись легкомысленно к тем проектам стандартов, что мы рассылали. Федеральное дорожное агентство и компания «Автодор» всем своим подрядчикам сообщили о предстоящей конференции. И то, что многие не интересуются грядущими изменениями, меня, уж извините, совершенно не волнует. Если людей звали — и они не пришли, то это их завтрашняя проблема. И как они ее будут решать, мне абсолютно безразлично! Как говорится, дорогу осилит идущий...», - эмоционально высказался эксперт.

Для того чтобы дать разъяснения специалистам и разобрать все возникающие практические вопросы Николай Быстров предложил снабдить всех заказчиков необходимой теоретической информацией о нововведениях, а также организовывать обучающие конференции и семинары. При этом особую тревогу у эксперта вызывает проектирование по новым стандартам.

IMG_0298.JPG

«Буду говорить откровенно. Очевиден недостаточный уровень знаний большинства проектных организаций в области материаловедения. Значительная же часть новых стандартов основана на дорожном материаловедении. Если проектировщики не повысят уровень знаний своих специалистов, то будет беда. Поэтому я обращаюсь к проектным организациям: либо вы учите своих людей, любо нанимайте специалистов со стороны, либо обращайтесь в другие специализированные организации. Но с существующим уровнем знаний по дорожному материаловедению исполнять требования Техрегламента будет невозможно», - предостерег Николай Быстров.

В конце конференции участники обсудили пункты, которые необходимо внести в резолюцию для дальнейшей проработки. В первую очередь, эксперты сошлись во мнении, что необходимо создать рабочую группу из специалистов под эгидой Минтранса (заказчики, подрядчики), которые бы разъясняли и популяризировали разработанные стандарты на практике. Надеются дорожники и на отмену последней редакции ГОСТ 9128 (например, Николай Быстров назвал его черным пятном в отечественной стандартизации – авт.). Кроме того, решено создать открытую единую базу данных по стандартизации и рекомендуемым технологическим решениям, а также проработать вопросы переподготовки кадров и обучения персонала.

Обсудить же, как стандарты Техрегламента будут применяться на практике, и какие проблемы при этом возникнут, дорожники договорились в октябре на масштабной конференции, приуроченной к профессиональному празднику.

IMG_0496.JPG

Марина Костюкевич, «ДорИнфо»

Фото Лидии Тереховой и Юлии Нуртдиновой

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789