Как обстоят дела со специалистами в дорожной отрасли, почему она теряет талантливую молодежь, и как найти выход из кадрового кризиса, корреспонденту «ДорИнфо» рассказал Сергей Аркадьевич Евтюков - декан автомобильно-дорожного факультета СПбГАСУ.

Протяженность новых дорог и мостов в России все увеличивается, но парадоксальным образом приток молодых специалистов, отвечающих за их проектирование и строительство, все уменьшается. Слова о том, что в дорожной отрасли не хватает новых профессиональных кадров, все чаще звучат на специализированных конференциях

Как обстоят дела со специалистами в дорожной отрасли, почему она теряет талантливую молодежь, и как найти выход из кадрового кризиса, корреспонденту «ДорИнфо» рассказал Сергей Аркадьевич Евтюков - декан автомобильно-дорожного факультета Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ).

- Сергей Аркадьевич, какова ситуация с подготовкой будущих дорожников на вашем факультете?

- К сожалению, сегодня мы имеем плачевную картину в образовании в дорожной отрасли, потому что произошла оптимизация образования, поменялись номенклатура специальностей и количество заявок на бюджетные места со стороны государства. В советское время мы набирали на все формы обучения порядка 250 человек на специальности «Автомобильные дороги и аэродромы» и «Мосты и тоннели». В этом году Министерство образования выделило нам только десять бюджетных мест по специальности «Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей». В итоге у нас набралась группа из 25 человек – 10 бюджетников и 15 контрактников.

Такого количества явно недостаточно, потому что транспортных компаний много, высока потребность в дорожниках и строителях. И когда работники выходят на пенсию, то дорожные предприятия ждут молодежь. А тут - вакуум, потому что их не хватает. Я считаю, что здесь дело в недостаточной инициативе со стороны заказчиков - дорожных, мостостроительных и проектных организаций.

IMG_8234.JPG

- То есть можно сказать, что проблема дефицита молодежи в дорожной отрасли не связана с нежеланием абитуриентов идти в нее?

Они хотят идти, но они также хотят иметь бюджетные места. Это естественно, ведь обучение на технических специальностях очень дорогое. Родители своего ребенка скорее отдадут на направление «экономика», ведь там за обучение нужно платить в два раза меньше. При этом не нужно забывать, что если школьник желает поступить на автомобильно-дорожный факультет, он должен сдать три экзамена - русский, математику и физику. А на физику записывается не так много людей, потому что уровень подготовки в школе очень низок. Такие предметы, как черчение, во многих школах вообще не изучают.

Отмечу, что после обучения выпускники нашего профиля становятся очень востребованными - они сами выбирают наиболее выгодные для себя места.

- Каково соотношение среди этих выпускников девушек и юношей? И как они реализуются в дорожной отрасли?

- Девушки к нам всегда идут с удовольствием, хоть специальность и техническая. И когда я заканчивал этот факультет, девушек и на мостах, и на автодорогах было предостаточно. После окончания университета молодые люди больше рвутся на производство, на стройку, где более динамичная жизнь. Девушки, прежде всего, думают о проектных институтах - это работа в помещении, где есть комфорт и уют. Хотя отмечу, что проектировщики получают меньше, чем строители. Стройка - это тяжело, нужно выполнять план, иначе денег никто не заплатит. Кроме того, условия труда завязаны на климатических условиях - зимой стройки нет. Правда, есть организации, занимающиеся зимним содержанием дорог, и для них это самое ответственное время.

- Сколько платят строителям, проектировщикам, дорожным рабочим? Есть мнение, что молодые люди не хотят идти в эти профессии из-за низких зарплат.

- Когда мой сын заканчивал учебу в школе, я спросил его, какую специальность он хочет выбрать. И он сказал: «Мосты и тоннели, потому что эта специальность самая высокооплачиваемая». На самом деле, так и есть. Но и мера ответственности на этой работе высочайшая. Если ты спроектировал мост, а он возьми и рухни, то твоя фамилия станет нарицательной, и от этого позора никогда не отмыться.

Начинающие проектировщики стартуют от 30-40 тысяч с премиями. Стройка оценивается в два раза выше, а если объект уникальный, то нужно вводить повышающий коэффициент. Дорожным рабочим тоже грех жаловаться на зарплату, это тоже высокооплачиваемый труд, правда, сезонный.

- Странно, что при такой зарплате и такой востребованности этих профессий в дорожной отрасли возник кризис. Кстати, как долго он длится?

- Ситуация с сокращением бюджетных мест на дорожные специальности длится в течение пяти последних лет, но снижение притока молодежи в отрасль начинают ощущать только сейчас. Еще лет пять пройдет, и все будут в поисках выпускников по этому профилю. Поэтому нам должны давать не десятки, а сотни мест по дорожным направлениям. В Санкт-Петербурге, кстати, никто кроме нас по специализации «автомобильные дороги» не готовит.

- А в других городах какие крупные вузы готовят будущих дорожников?

- В советское время готовил Архангельский лесотехнический институт. Сейчас, помимо него и нас, готовят по специальности и Псков, и Сыктывкар, и Вологда, и Новгород. В столице есть Московский автодорожный институт, который целиком работает на подготовку кадров для министерства транспорта. МАДИ также ориентирован на подготовку специалистов и для Росавтодора. Поэтому в столице проблем с бюджетными местами нет, а для Северо-Запада это вопрос жизни и смерти. Если мы хотим строить качественные дороги и проектировать качественные мосты и путепроводы, то должно быть достаточно высококвалифицированных специалистов.

- Так каковы же пути выходы из кадрового кризиса?

- Только увеличение бюджетных мест.

- А другие?

- Еще нужно развивать материально-техническую базу, открывать как можно больше базовых кафедр на производствах и предприятиях - это будущие заказчики наших выпускников.

IMG_8243.JPG

- На Западе также существует острая потребность в молодых специалистах?

- В Европе профессия строителя менее востребована, чем у нас. У них в основном дороги уже построены, там скорее стоит вопрос об их содержании и эксплуатации. Но и за границей дорожная отрасль очень востребованная и высокооплачиваемая, специалистов там хватает.

А стройка - это Россия. У нас активная дорожная отрасль, есть что строить и куда стремиться. Нам нужно осваивать новые дороги и регионы. Мы говорим, что недостаточно автодорог в центральной части России, а вы посмотрите на плотность дорог в Сибири! Поэтому я хочу сказать, что государство вкладывает большие бюджетные деньги в нашу отрасль, с каждым годом оно увеличивает бюджет дорожных фондов. Власти прекрасно понимают - без дорог нет государства. И чтобы уйти от инфляции, нужно активно заниматься строительством. Если рассматривать заграницу, то Америка вышла из кризиса в 30-е годы, серьезно занявшись строительством дорог. Ведь сразу начинает дышать промышленность, люди обеспечиваются рабочими местами. И Германия также выходила из кризиса. Если мы хотим, чтобы наше государство не оказалось в кризисе, нужно активнее возводить мосты, дороги, эстакады. А также развивать образование в отрасли.

- Есть ли проблемы со специалистами, которые не совсем понимают, как осваивать новейшую технику, которая сейчас активно внедряется на производстве?

- Да, есть проблема со специалистами рабочих профессий. Среди них очень большой дефицит, потому что систему ПТУ в 90-е годы мы разрушили. Сейчас молодежь неохотно идет в колледжи, потому что хочет получить высшее образование. Но после окончания университета многие выпускники становятся безработными. В этом плане я за понятие «распределение», которое было в советское время. Государство давало бюджетные места, и молодой человек понимал, что все равно будет устроен по специальности.

- Как вы сказали, государство выделяет очень большие деньги на российские дороги. Но при этом власти недостаточно заинтересованы в том, чтобы дать молодежи возможность работать в дорожной отрасли. Нет ли здесь противоречия?

- Понимаете, здесь активность должна идти снизу. Производственники должны обращаться в свое ведомственное Министерство, а там должны обращаться в Министерство образования и науки со словами: «Нашей отрасли необходимо столько-то бюджетных мест, потому что через 4-5 лет всех этих специалистов мы трудоустроим».

Мне бы хотелось, чтобы активизировались организации, ассоциации, отраслевое министерство, в частности Минтранс. И чтобы Министерство образования билось за бюджетные места. А дальше, естественно, должна быть обратная связь – трудоустройство всех молодых людей, которые хотят быть дорожниками.

Юлия Нуртдинова, «ДорИнфо»

фото автора

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789