Российские дороги — на обочине сервиса
Водитель, решивший отправиться в автомобильное путешествие по России, неизбежно обнаруживает недостаток гостиниц, дорожных кафе, автозаправок и кемпингов. О качественном придорожном сервисе пока приходится только мечтать.

Российские дороги — на обочине сервиса

Водитель, решивший отправиться в автомобильное путешествие по России, неизбежно обнаруживает недостаток гостиниц, дорожных кафе, автозаправок и кемпингов. О качественном придорожном сервисе пока приходится только мечтать.

Житель Пензы Александр Трошин давно мечтал объехать на машине всю Россию: желание его, однако, сбудется еще не скоро, хотя и транспортом, и временем он располагает.

Собираясь летом доехать до Иркутска, не проехав и половины пути, Трошин с семьей вернулся домой.

«Кафе, мимо которых мы проезжали, не внушали доверия, а гостиницу найти — большая проблема, если только в более-менее крупном городе. Какой уж тут семейный автотуризм», — вспоминает автомобилист.

Эксперты полагают, что в отсутствие хороших дорог не будет и качественного придорожного сервиса. А власти отмечают, что из-за неразвитости транспортной инфраструктуры российская экономика теряет 3-4% ВВП в год.

Как и многое в российской сфере услуг, придорожная инфраструктура страны, включающая в себя гостиницы, кафе, точки ремонта и АЗС, только недавно получила стимул к развитию.

«Так сложилось, что в стране в советское время автодороги по степени значимости были на третьем месте после железнодорожного и речного транспорта, — говорит вице-президент федерации отельеров и рестораторов России Александр Иванов. — Личный автомобиль был, действительно роскошью, поэтому никто и не задумывался всерьез о придорожном сервисе. В этом просто не было необходимости».

Однако сегодня личный автопарк в России растет стремительными темпами. По данным аналитического агентства «Автостат», в стране число легковых автомобилей в стране приближается к 40 миллионам. В течение пяти лет эта цифра может увеличиться до 50 миллионов.
Тем не менее, «оценить общий уровень придорожного сервиса в России сегодня можно одним словом. Скверный», — сказал научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.

По данным Федерального дорожного агентства, в России на сегодняшний день построено 50 тысяч километров дорог федерального значения, на которые приходится до 70% пассажирских и грузовых автоперевозок.

Как отмечают в ФДА, всего на федеральных автодорогах открыто около 3,5 тысяч пунктов общепита, чуть больше 500 кемпингов и мотелей, почти четыре тысячи автозаправок.

Но то, что уже функционирует, далеко не всегда имеет приемлемый уровень сервиса.

Директор фонда «Народная инициатива» Алексей Белозеров считает, что владельцы придорожных кафе и гостиниц просто «не видят смысла серьезно вкладываться в развитие бизнеса».

«Для открытия предприятия в области оказания услуг водителям и пассажирам на российских дорогах довольно сложно получить соответствующие разрешения, — говорит Белозеров. — Собственник осознает, что его бизнес находится на полулегальной основе. Поэтому большинство объектов сделано наспех и не соответствует многим нормам».

Как отмечают в федерации отельеров и рестораторов России, на развитие в стране гостиничного бизнеса и точек общепита в таком узком сегменте, как придорожный сервис, помимо общей экономической ситуации влияет и географический фактор.

«Имеет место четкая выраженная сезонность, — поясняет Иванов. — Примерно с мая по август — пик. Люди едут на своих автомобилях к морю. Для кафе и гостиниц это чуть ли не единственный шанс заработать. И чтобы заведение стало рентабельным, нужно много времени и солидные суммы».

По мнению Иванова, в этой сфере большую роль должно играть государство, которое станет поддерживать владельцев пунктов придорожного сервиса.

Директор фонда «Народная инициатива» Алексей Белозеров добавляет, что проблема еще и в том, что в России нет частных дорог.

«Государство при строительстве никогда не задумывалось о создании инфраструктуры, соответственно в дорожные проекты не закладывались условия для ее формирования, — говорит Белозеров. — Но по большому счету это дело частного бизнеса, для которого должны создаваться необходимые условия».

Как отмечают в госкорпорации «Автодор», в введении которой сейчас находятся две федеральные трассы (М-1 «Беларусь» и М-4 «Дон»), в ближайшее время на этих дорогах начнется строительство многофункциональных сервисных комплексов.

«Эти комплексы будут включать в себя гостиницу, пункт питания, АЗС, ремонтную автомастерскую, — рассказал пресс-секретарь «Автодора» Дмитрий Кошкин. — И создаваться они будут через каждые 70 километров. Но пока эти работы планируются только на этих двух трассах».

Между тем Михаил Блинкин из НИИ транспорта и дорожного хозяйства настроен оптимистически.

«Хоть и медленно, но мы все же движемся к тому, что на дорогах можно будут получить качественный уровень обслуживания, — считает эксперт. — При этом прослеживается четкая тенденция: только с появлением хороших трасс будет и качественный придорожный сервис», сообщает «Русская служба BBC».

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789