Сколько километров дорог не хватает в России, и сколько лет может уйти на их постройку? Ученые уже выяснили, что сегодня в Российской Федерации миллион сто тысяч километров дорог. А требуется — для нормального развития экономики — миллион триста пятьдесят тысяч километров. И причем все эти километры необходимо построить как можно скорее, по прогнозам Минтранса не позднее 2030 года. Планируется, что большая часть этих новых дорог будет четырехполосными (а то и более высоких категорий). Для сравнения: сегодня больше половины российских федеральных трасс двухполосные, и только 40% — четырехполосные.

Без инноваций не обойтись

Сколько километров дорог не хватает в России, и сколько лет может уйти на их постройку? Ученые уже выяснили, что сегодня в Российской Федерации миллион сто тысяч километров дорог. А требуется — для нормального развития экономики — миллион триста пятьдесят тысяч километров. И причем все эти километры необходимо построить как можно скорее, по прогнозам Минтранса не позднее 2030 года. Планируется, что большая часть этих новых дорог будет четырехполосными (а то и более высоких категорий). Для сравнения: сегодня больше половины российских федеральных трасс двухполосные, и только 40% — четырехполосные.

Строить хорошо и надолго помогут новые подходы к работе дорожной отрасли. Ей, судя по всему, уготована особая миссия — стать полигоном, на котором будут апробированы новые прогрессивные управленческие механизмы, способные решать самые сложные организационные и технические задачи российской экономики. Сегодня среди первоочередных объектов, где сконцентрированы усилия дорожников, крупные транспортные узлы, требующие комплексных решений своих непростых проблем. Это, в первую очередь, — Московский и Санкт-Петербургский транспортные узлы. Строительство объектов, включенных в Федеральную целевую программу (ФЦП), на особом контроле.

Особое отношение в дорожной отрасли и к инновациям. В Минтрансе уверяют, что внедрение инновационных методов в дорожном хозяйстве ведется на всех стадиях работ. Качество проектной документации, надежность материалов изысканий, наиболее эффективные инженерные решения — все это вместе даст необходимую и ожидаемую долговечность дорожных сооружений. Поскольку качество определяется достоверностью сметной стоимости строительства и ремонта трасс, в ближайшее время будет разработана методика определения индексов изменения стоимости дорожных работ на базе ресурсно-технологической модели дорожной отрасли. Уже сегодня новая единая форма технического задания на проектирование предусматривает обязательное включение в проектную документацию раздела «Внедрение новых технологий».

Если несколько лет назад количество объектов, на которых применяются технологические инновации, не превышали 10-15, то сегодня этот показатель доходит до 300. И во многих случаях это уровень международных стандартов. По данным экспертов, в общей сложности новые технологии в дорожной отрасли применены более чем на 8 тысячах километров федеральных магистралей, на которых наиболее интенсивные транспортные потоки.

Новые технологии, материалы и конструкции, позволяющие продлить работоспособность отремонтированных сооружений на 25-35 лет, опробованы в последние пять лет и при ремонте мостовых сооружений. Еще одно «ноу-хау», позволяющее вести ремонтные работы на больших, «протяженных» участках трасс — маршрутный метод ремонта. Его результат — улучшение состояния всего маршрута движения транспорта, увеличение скорости доставки грузов, снижение транспортных издержек пользователя.

Эксперты дорожной отрасли говорят, что сегодня в стадии разработки находятся несколько интересных предложений, способные оптимизировать весь технологический процесс. В том числе предложения, улучшающие гибкость при бюджетном планировании для учета неблагоприятных природно-климатических явлений, разрешающие проблемы технологического характера путем передачи государственному заказчику права на перераспределение объемов финансирования по годам. Также разрабатываются предложения по учету в сметной документации затрат, обеспечивающих участие в строительном контроле заказчика и проектной организации.

И еще: ФЦП предусматривает важный блок мероприятий по повышению безопасности движения на федеральных автомобильных дорогах. Среди приоритетов — методика распределения субсидий на строительство и реконструкцию региональных дорог, а также строительство объектов, непосредственно влияющих на повышение безопасности движения. Это же очевидно, что безопасность движения зависит не только от традиционных инженерных мер (будь то строительство пешеходных переходов или устройство ограждений, разметки, дорожных знаков, освещения), но и от условий работы водителей. В ближайших планах дорожников комплексные схемы обустройства российских трасс объектами дорожного сервиса, площадками для отдыха, способствующими повышению безопасности движения и улучшению обслуживания водителей и пассажиров.

Ключевыми задачами инноваций в транспортном строительстве должны стать повышение долговечности транспортных сооружений и сохранение их высоких потребительских свойств в течение жизненного цикла для обеспечения надежности, безопасности и снижения нагрузки на окружающую среду.

Для этого необходимо заключение долгосрочных контрактов на строительство, содержание и ремонт федеральных транспортных объектов. Это позволит повысить качество и срок службы, минимизировать затраты на период жизненного цикла объекта, стимулировать внедрение долговечных материалов, ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Еще одним шагом вперед для дорожников станут «умные дороги». Это понятие весьма широкое. На проблемных дорогах устанавливаются компактные дорожные метеостанции, оборудованные датчиками температуры воздуха и покрытия дороги, направления и силы ветра, влажности воздуха. Обычно в комплексе с метеостанциями устанавливаются видеокамеры, которые могут передавать изображение. Информация, полученная по GPS/ ГЛОНАСС каналам, от дорожных метеостанций помогает работникам дорожной службы оперативно и правильно реагировать на всевозможные изменения погоды. При этом можно использовать и зарубежный опыт создания «умных дорог». В США этот вопрос решили «на широкую ногу». Проект под названием Solar Roadways предлагает перекрыть все автомобильные дороги страны специальными плитами, представляющими из себя «умные» солнечные батареи, что позволит в ближайшем будущем отказаться от тепловых и атомных электростанций.

Да и дорога, перекрытая такими плитами, подогревается. Таким образом, снижается вероятность обледенения проезжей части при минусовой температуре, вдобавок подсвечивается в ночное время.

В общем, за «умными дорогами» — будущее, пишет «Российская газета» 
А пока же не на каждой бензоколонке есть возможность попасть в глобальную сеть и не во всех автомобилях есть навигатор, который указывает расстояние до пункта назначения и время пути...

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789