Дорожная сеть в Красноярском крае за последние годы пришла в упадок. Основных причин плачевного состояния дорог две — недостаток средств и многократно выросшая за последние два десятка лет нагрузка на дорожное полотно. Наибольшую опасность для дорожного покрытия представляет спецтехника, то и дело выезжающая на трассы федерального и краевого значения.

В плохих дорогах виновата спецтехника

Дорожная сеть в Красноярском крае за последние годы пришла в упадок. Основных причин плачевного состояния дорог две — недостаток средств и многократно выросшая за последние два десятка лет нагрузка на дорожное полотно. Наибольшую опасность для дорожного покрытия представляет спецтехника, то и дело выезжающая на трассы федерального и краевого значения.

Красноярские дороги разваливаются под тяжестью спецтехники. «Даже при стопроцентном финансировании мы не сможем удержать дороги от разрушения, если не придерживаться правил перевозок», — признает руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин.

Дело в том, что дороги, которые прокладывались тридцать-сорок лет назад, были рассчитаны на машины грузоподъемностью до 30 тонн. Теперь же компании обзавелись большегрузами весом по шестьдесят и даже девяносто тонн. Естественно, под их колесами и гусеницами асфальт крошится, как весенний лед на речке, и исчезает с полотна дороги почти с такой же скоростью.

К чему это приводит, было наглядно продемонстрировано в районе Нижнего Ингаша. В прошлом году там случился настоящий коллапс. Уложенное в осеннюю слякоть и даже успевшее как следует остыть дорожное полотно тяжелые грузовики раздавили, размесили в кашу. Движение на одной из важнейших автострад страны — Московском тракте — было парализовано на несколько дней.

После этого за три месяца на восточном направлении было задержано 940 автомобилей, масса которых превышала допустимую нагрузку на 30-50%. Надо заметить, что штрафы за подобные нарушения налагаются немаленькие — юридическое лицо за разрушение полотна могут наказать на 450 тысяч рублей, если автомобиль не имеет надлежащим образом оформленного разрешения на движение с грузом определенной массы и габаритами.

Впрочем, компании, использующие в своей работе тяжелую технику, ни за что не сознаются, что «хулиганят» на дорогах. В один голос они заявляют, что большегрузные автомобили перевозят уголь и руду только по специально построенным дорогам и не выезжают на трассы общего пользования.

При этом многие из них не платят в дорожный фонд под предлогом наличия собственных технологических дорог. Действительно, если даже случится казус и большегрузный автомобиль компании попадется на дороге общего пользования, намного дешевле уплатить штраф.

Для того чтобы «изобличить» лукавых пользователей, нужны усиленные проверки на дорогах и весовые пункты, но пока в крае действует лишь один пункт весового контроля и планируется открыть еще четыре. Для сравнения — в Кемеровской области оборудовано 200 пунктов контроля. Кемеровские власти планируют вернуть потраченные бюджетные деньги за счет штрафов и понуждения владельцев компаний к уплате дорожного налога. Несколько угольных компаний уже вынуждены были отказаться от налоговой льготы. При этом их заставили отремонтировать ряд дорог областного значения.

А в Красноярском крае финансовые потоки горнодобывающих компаний на развитие дорожной отрасли за последние годы значительно уменьшились.

Этот вопрос неоднократно поднимался краевыми парламентариями и, в конце концов, выход был найден — за счет повышения сборов с рядовых автолюбителей. При этом часть собранных средств была направлена на нужды здравоохранения, образования и т. п.

«Для сохранения дорог в Красноярском крае у нас предусмотрено только ограничение движения большегрузов. Скоро по некоторым трассам им запретят передвигаться вообще. Но на строительство новых трасс в краевом бюджете просто нет денег, хотя в ближайшей перспективе намечается строительство в Красноярске четвертого моста и объездной дороги, а также новой трассы в районе Канска», — сообщил депутат краевого Законодательного собрания Юрий Лебедев.

Судя по всему, ссориться из-за дорог с крупными добывающими компаниями краевые парламентарии не хотят. А латать дыры на дорогах и дальше будут за счет рядовых автолюбителей, пишет «Российская газета».

Справка

В Красноярском крае принята и действует краевая целевая программа «Дороги Красноярья» на 2009-2011 годы. Объем финансирования программы в 2010 году — более 4 млрд рублей (в 2009 — столько же). В течение 2009-2011 годов будет проведен текущий ремонт 534 км краевых автодорог и девяти мостов, а также капитальный ремонт 51 км дорожного полотна и 19 мостов. Дополнительно 1 млрд рублей выделил федеральный бюджет для капитального ремонта аварийного участка трассы М-53 в Нижнеингашском районе. Срок завершения реконструкции трассы — октябрь 2010 года.

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789