О том, как выжить региональным и муниципальным дорожным фондам, размышляет вице-президент группы компаний «Транспортная интеграция» Светлана Воронцова.

Обособление дорожных фондов от местных бюджетов улучшит ситуацию с их финансированием. Такое мнение на первой всероссийской ежегодной конференции по ценообразованию и сметному нормированию в дорожном строительстве высказала вице-президент группы компаний «Транспортная интеграция» Светлана Воронцова.

Специалист напомнила, что федеральные дороги - это всего 4,5% от всей дорожной сети России. Еще 40% –это региональные дороги. Остальные – дороги местного значения. Последние две категории дорог обеспечивают подъезды практически ко всем населенным пунктам. Но именно они финансируются хуже всего. На 1 км федеральных дорог в 2014 году предусмотрено выделение 10 млн рублей. На региональные дороги – в 10 раз меньше.

По подсчетам «Транспортной интеграции», в год на содержание и ремонт региональной сети дорог России должно выделяться 1,3 трлн рублей. По факту выделяется 200 млрд, то есть 15% от необходимого уровня. Результаты, как говорится, на лицо. Практически половина региональных дорог не соответствует нормативным требованиям. Одна треть населенных пунктов не имеет дорог с твердым покрытием. Более того, 60-70% всех ДТП происходит именно на региональных дорогах.

Справедливости ради стоит отметить, что в последние годы сумма дорожных региональных фондов увеличивалась. Так, в 2010 году сумма всех региональных фондов составляла 182 млрд рублей, в 2013 году - 341 млрд рублей.

Однако, по прогнозам Воронцовой, объемы дорожных фондов в регионах в 2014-2015 годах будут снижаться. Связано это с общей макроэкономической ситуацией.

- В 2014 году ожидается сбор 395 млрд. Но уже в 2015 году сумма снизится до 300 млрд рублей, - отметила Светлана Воронцова. - Основу дорожных фондов составляют акцизы. На них приходится 70%, остальные 20-30% формируются из транспортного налога. Акцизы собираются на уровне Российской Федерации и потом распределяются по субъектам, в зависимости от протяжённости дорог и численности автотранспортных средств. Недавно Правительство РФ приняло решение о выделении 15% из региональных дорожных фондов в муниципальные. Но это проблему с финансированием не решает. Усугубляет ситуацию и то, что сами муниципалы чаще всего не ищут источники, а ждут, когда же им переведут деньги. При этом многие субъекты РФ не имеют даже перечня местных дорог, не знают их протяженности, сами дороги не зарегистрированы.

Автопробег ДорИнфо

В группе компаний провели мониторинг и выяснили, что в дорожные фонды не поступают доходы:

- от эксплуатации использования имущества автодорог, находящегося в собственности регионов;

- арендная плата за земельные участки, расположенные в границах полос отвода региональных автодорог;

- плата за оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса и т. п.

Специалист указала на нередкий факт, когда деньги, предназначенные на автодороги, уходят на покрытие социальных расходов.

- И пока дорожные фонды находятся внутри бюджета и не будут выделены отдельной строкой, проблемы будут продолжаться. Дорожные фонды не могут привлекать кредиты, выпускать облигации, которые можно привлечь к финансированию дорог. И это не говоря уже про использование механизмов государственно-частного партнерства, - заявила Светлана Воронцова.

Важной задачей для муниципальных фондов по-прежнему остается поиск собственных источников финансирования муниципальных дорог. Ими могут стать и отчисления от земельного налога, и плата за парковки, и деньги за проезд по платным участкам дорог.

- Спасет ли это нас? Нет, не спасет. Президент поставил задачу по удвоению строительства региональных дорог. Но с существующим уровнем финансирования задача может быть выполнена лишь на 25 процентов, - таков неутешительный прогноз Воронцовой.

Светлана Воронцова уверена, что за пользование дорогами автомобилисты должны платить. И первым шагом по внедрению справедливой системы сбора средств на содержание дорог станет плата с «12-тонников». Уже есть даже планы по сбору платы со всех автомобилистов.

- Все автомобили, которые будут выпускаться на территории Евразийского экономического союза, могут быть оборудованы датчиками, которые позволят контролировать проезд автомобилей по всей дорожной сети. Сумма оплаты будет зависеть от пробега, типа машины и двигателя. Это позволит аккумулировать средства на содержание и ремонт дорог, - поясняет специалист.

Кроме того, Светлана Воронцова уверена, что решение о повышение акцизов на топливо для финансирования строительства дорог - разумное.

Автопробег Атлас Дорог России

- Плата за топливо поднимется не так значительно, - отмечает Воронцова. - Дороги, которые находятся в плохом техническом состоянии, приносят автомобилистам гораздо больше ущерба. Возьмите хотя бы Ленинградскую область, которая находится на перовом месте по количеству ДТП из-за плохого качества региональных дорог. Так что лучше чуть поднять акцизы, но сохранить человеческие жизни. Но все равно в перспективе надо добиваться того, чтобы каждый платил за пользование дорогами в зависимости от количества пробега и типа транспорта.

Марина Костюкевич, «ДорИнфо»

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789